Посещал ли пророк (мир ему) могилы тех, кто был ему близок?

Абу Бакр Аль-Аджури (ум. 360/963) пишет в своей «Китабуш-шариа» («Книга шариата»):

«И среди предшественников (салифин), и пришедших позже нет ни одного ученого, который бы составлял книгу по фикху и при этом в разделе, посвященном хаджу, не писал, что человеку с хаджем, умрой или с другими намерениями оказавшемуся в Хиджазе, необходимо посетить могилу  Пророка салляллаху аляйхи ва саллям, не описывал бы достоинства и правила приличия этого зийарата.

Все авторы древности и последующих поколений, все ученые Ирака, Шама, Египта, Хиджаза, Йемена и Хорасана касаются этой темы в своих книгах. Они детально разъясняют, как следует приветствовать Посланника Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям, халифов Абу Бакра и Умара радыяллаху анхума, как следует себя вести при посещении кладбища Баки, мест захоронения шахидов Ухуда и других знаменитых могил».

Все это истинно. Со времен Аль-Аджури до наших дней написаны сотни, может быть, и тысячи книг. И все авторы как один следуют все той же традиции, обязательно затрагивая тему важности и необходимости зийа­рата могилы нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям.

Существует единогласное решение ученых Ахль сунны и уммы (иджма-и умма) о том, что добровольное путешествие с целью посещения могилы нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям приносит вознаграждение (саваб). Из знаменитых уче­ных мазхаба шафии об этом писали Маварди, Табари, Халими; из мазхаба ханафи - Кирмани, Серуджи, Самарканди; из мазхаба ханбали - Абу Абдуллах Ассамири, Наджмуддин Ибни Хамдан, Ибни Кудама; из мазхаба малики - Абу Имран Аль-Фаси, Шейх Ибни Абу Зайд, Ибни Абдуллах и многие другие.

Сам наш Пророк салляллаху аляйхи ва саллям лично посещал могилы, время от времени он навещал кладбище Джаннатульбаки, места захоронения падших в битве при Ухуде. Известно, что он приходил на могилу своей матери, находящуюся в селении Абва близ Малины[1]. Хадисоведам известно предание под названием («ночь Айши»), согласно которому в одну из ночей Бараата наш Пророк салляллаху аляйхи ва саллям отправился на кладбище Баки, возносил там длинные дуа и просьбы о прощении (истигфар). Вместе с ним была Айша. Она обратилась к Посланнику Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям с просьбой научить ее правилам поведения при посещении могил, спросив: «Если я еще раз отправлюсь на зийарат, какие дуа мне возносить?» Посланник Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям научил ее.

Если известно, что наш Пророк салляллаху аляйхи ва саллям предпринимал путсшествия, чтобы навестить могилы вблиз Мадины, то и не надо искать других доказательств дозволенности такого путешествия. Не имеет значения, длительное это путешествие или кратковременное. Бессмысленно утверждать, что кратковременное путешествие дозволено, а длительное - нет. Ведь суть остается той же - выходить в дорогу с намерением посетить могилы. Если это дозволено, то и нет разницы, далеко ли идти до могилы или близко. Утверждения противоположного характера совершенно не обоснованы. Хадис «Ля тушадду-р-рихал...» («Не отправляйтесь в путь...»), на который ссылается Ибн Таймийа, имеет в виду мечети, а не путешествия с целью посещения могил. Досточтимый Имам Газали (р.г.) так разъясняет этот хадис:

«Некоторые утверждают, что хадис «Ля тушадду-р-рихал...» («Не отправляйтесь в путь...») запрещает предпринимать путешествия с целью посещения святых мест, могил ученых и праведников. По моему мнению, посешение этих благословенных мест не только не запрещено, но даже обязательно (ваджиб). Посланник Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям, сказав: «Ранее я запрещал вам посещать могилы. Но сейчас посещайте их!», - повелел нам зийарат могил.

Так как в хадисе «Ля тушадду-р-рихал...» речь идет не о могилах и святых местах, то, значит, относительно их действует хадис, повелевающий зийарат. Поэтому надо предпринимать путешествия с целью посещения могил и святых мест. Кроме трех мечетей (Масджидуль-Харам, Масджидун-Наби, Масджидуль-Акса) все остальные мечети равны друт с другом по своей благодати и достоинствам. И нет ни одной страны, где не было бы мечети.

Между тем святые места, мавзолеи не таковы - они не равны друг с другом в своих достоинствах. С их посещением в зависимости от близости к Аллаху упокоившихся в них обретается в разной степени духовная польза и благодать. Не знаю, накладывают ли противники посещения могил запрет и на зийарат мест, связанных с Пророками Ибрахимом, Мусой, Яхъей и их могил? Это совершенное пренебрежение истиной и путь заблуждения»[2].

______________________________________

[1] Муслим, Джанаиз: 106; Тирмизи, Джанаипз: 101, Ахмад бин Ханбал, Мусвад: 6/405.

[2] KamilMiras, TecridiSarihtercemesi 4/246.

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Социальные комментарии Cackle