Обет (назр)
Исходя из выведенного им самим тезиса о единстве божества (таухид-и илахи), Ибн Таймийа утверждает, что обет в честь какого-то иного, кроме Аллаха, недозволен и противоречит указанному тезису. Эта точка зрения, которой следуют и ваххабиты, неверна.
Что такое обет?
Слово «обет» («назр») в арабском языке значит: «брать на себя; взваливать на себя какую-то обязанность».
Что же касается значения этого слова в фикхе, то разные мазхабы дают несколько отличные друг от друга определения[1].
В мазхабе малики это значит: «совершеннолетний свободный мусульманин в здравом уме, т.е. мукалляф, обещает сделать что-то в том случае, если исполнится его благое с точки зрения религии желание (или это обещание дается в гневе)».
В мазхабе шафи'и: «раб Аллаха берется исполнять то, что Всевышний Аллах не велел исполнять в обязательном (ваджиб) порядке».
В мазхабе ханбали: «совершеннолетний свободный мусульманин в здравом уме, т.е. мукалляф, берется исполнить ради Аллаха нечто из разряда не невозможного, произнеся свое намерение вслух». При этом не ставится условие, чтобы обет касался обыденных (мубах) деяний. Человек может дать обет исполнить и запретное (харам) деяние. И даже, если он впоследствии откажется от этого запретного деяния, которое дал обет выполнить, то должен совершить искупление (каффарат).
В мазхабе ханафи: «раб Аллаха делает для себя ваджибом какое-то деяние из разряда поклонения (ибадат), которое Аллах сделал фарзом».
Как мы видим, согласно мазхабам малики и шафии не обязательно, чтобы человек обязался исполнить нечто из разряда поклонения (ибадат)[2].
Согласно мазхабу ханбали же, можно дать обет исполнить и нечто из разряда греховного, а в случае оставления этого деяния совершить искупление (каффарат). А в мазхабе ханафи обет является поклонением, но не потому, что это поклонение повелел Аллах, а потому, что раб Аллаха сам берет на себя обязанность исполнять его.
Поэтому вполне допустимо такое вероубеждение (итикад), что можно дать обет совершить деяние, не являющееся поклонением (ибадат), и в честь кого-то другого, кроме Аллаха. Здесь не может быть и речи о том, что это противоречит принципу единства божества (таухид-и улухийа).
Абу Давуд (р.г.) передает:
«Однажды к Посланнику Аллаха саллаллаху аляйхи ва саллям пришел человек, который дал обет заколоть одного верблюда в месте под названием Бувана, и попросил совета. Посланник Аллаха спросил у сподвижников:
- Стоял ли там какой-нибудъ идол из числа тех, которым поклонялись во времена невежества (джихилийа)?
Сподвижники ответили:
- Нет.
- Было ли это место местом проведения языческих праздников во времена невежества (джихилийа)?.
- Нет.
- Тогда исполни свой обет. Нельзя исполнять только такой обет, который является проявлением непокорности Аллаху» (Абу Давуд, Айман:22).
Как мы видим, дозволено давать обет заколоть животное в каком-то определенном месте, если только это место не является местом поклонения неверных или местом проведения их праздников. Исполнение такого обета не является поклонением тому объекту, которым исполняется обет (в данном случае животное, подлежащее закалыванию), и тому месту, в котором он исполняется.
Также Абу Давуд (р.г.) передает:
«Однажды к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала:
- О Посланник Аллаха! Я дала обет сыграть в вашем присутствии на дефе.[3] Что вы на это скажете?
Посланник Аллаха ответил:
- Исполни свой обет!» (Абу Давуд, Айман:22; Тирмизи, Манакиб).
Этот хадис также показывает нам, что обет не обязательно посвящается только Аллаху и что он не является поклонением (ибадат). Ибо игра на музыкальных инструментах, таких, как деф, по мнению некоторых муждатихов, не влечет ни вознаграждения, ни наказания, т.е. является мубахом, а согласно мнению других – сомнительно (макрух) или даже запретно (харам).
Но так как, играя перед Пророком на дефе, женщина выражала ту радость, которую испытывала от возвращения Пророка саллаллаху аляйхива саллям с похода, это стало для нее своего рода приближением (курбат) к Аллаху.
Если бы обет и закалывание были сами по себе поклонением (ибадат), то никогда и ни в каком виде не было бы дозволено посвящать их кому-то другому, кроме Аллаха. И в месте поклонения языческим идолам, и в любом другом месте Посланник Аллаха не дал бы разрешение закалывать животных. Если бы игра на дефе была поклонением, то разрешил ли бы наш Пророк (с.г.в.) посвящать это поклонение себе?
_____________________________
[1] Бараату-ль Аш’арийа, с.150.
[2] «Если человек даёт обет покрыть Каабу, надушить ее благовониями, посетить могилу Пророка саллаллаху аляйхи ва саллям или могилы праведников, такой обет допустим, и его необходимо исполнить. Если человек дает обет разжечь огонь в мечети или у могилы праведника, и от этого огня получат пользу молящиеся в мечети или те, кто хоть изредка проходит мимо могилы, то такой обет дозволен, и его необходимо исполнить» (SaidOzdemir, SafiiIlmihali,1956,Ankara, s. 227).
[3] Струнный музыкальный инструмент.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"