Фото: elements.envato.com, автор: HumbaFrame
Отсутствие печали из-за пропущенного поклонения и отказ от сожаления из-за совершенных грехов, – признаки омертвления твоего сердца.
Пояснение: Три вещи умерщвляют сердце:
а) Любовь к бренному миру,
б) Невнимательность к зикру,
в) Свободное совершение грехов разными органами тела.
И три вещи оживляют сердце:
а) Отречься от мира (то есть перестать любить его),
б) Заниматься зикром,
в) Вести духовные беседы со святыми аулия.
Три вещи являются признаками омертвления сердца:
а) Не огорчаться из-за пропущенных ибадатов,
б) Не сожалеть после совершенных грехов,
в) Дружить с беспечными людьми, не проявляющими нужного внимания.
В одном хадис-шарифе Расулюллах ﷺ выразился таким образом: «Если кого-то радуют его прекрасные дела (совершенные им ибадаты) и огорчают его грехи, то этот человек – настоящий мумин».
«Конец света не наступит, пока на Земле есть те, кто поминает Всевышнего»
Пусть грехи не кажутся тебе настолько тяжкими, чтобы они лишили тебя хорошего мнения об Аллахе. Ибо узнавший своего Господа видит свой грех незначительным рядом с Его великодушием и милостью.
Пояснение: В отношении к Аллаху человек должен пребывать между страхом (хауф) и надеждой (умит), полностью не отказываясь от того и другого.
У начинающих страх должен быть сильнее, у находящихся в середине – страх и надежда должны быть равными, а у достигших – надежда должна преобладать.
Когда раб раскаивается, Аллах прощает.
Всевышний Аллах говорит:
«Скажи Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью (своих грехов): «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он – Прощающий (даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти), Милующий (Своих рабов)» (сура аз-Зумар, 53).
Рабу следует огорчаться из-за своих грехов, но ему не стоит считать их настолько тяжкими, чтобы из-за них терять надежду на Аллаха или лишать себя хорошего мнения о милосердии Аллаха. Ибо когда человек, осознающий величие милосердия и прощания Аллаха, покается, то увидит, насколько малы его грехи рядом с Его состраданием и милостью.
Имам Бусайри (рахимуллах) в своем известном произведении «Касида-и Бурда» пишет: «Эй, нафс! Не теряй надежду из-за малого греха, который кажется тебе большим. Поскольку даже тяжкие грехи очень малы перед магфиратом Аллаха. Когда будут распределяться милости Аллаха, Надо надеяться, что каждому они достанутся соответственно его грехам».
Расулюллах ﷺ сказал: «Если вы совершите грехи и наконец ваши грехи достигнут небес, а затем вы покаетесь, то поистине, Аллах Всевышний примет ваше покаяние».
«Если рабы совсем не станут совершать грехов, то Аллах вместо них приведет других людей, которые стали бы грешить и просить Аллаха Всевышнего о прощении, а Он прощал бы их! Ибо Он всепрощающий и милостивейший».
Да… Наказание Аллаха нестерпимое, а Его гнев ужасен. Однако всё это для тех, кто не покаялся. Если пожелает, Он может простить и не покаявшихся.
Из книги «Хикам аль-Атайя»