Наставление пятницы: когда и как можно увидеть Всевышнего Аллаха?

Мнение Ахлю ас-Сунна в этом вопросе сходится в том, что верующие смогут увидеть своего Господа в вечной жизни.

Имам Азам Нуман ибн Сабит Абу Ханифа, один из самых ранних основателей мазхабов, который относится к категории табиинов (последователей сподвижников пророка Мухаммада (с.а.с.), сказал следующее в главе о вероубеждении известного труда «аль-Фикх аль- акбар»:

«Будет возможность лицезреть Всевышнего Аллаха в ахирате. Они будут лицезреть Его воочию без уподобления чему-либо, без придания Ему формы. Во время лицезрения между Ним и Его рабами будет отсутствовать какое-либо расстояние».

В комментарии к этим словам Абу аль-Мунтаха (р.а.) сказал: «Следует отметить, лицезрение Всевышнего Аллаха в Раю воочию, а не посредством постижения разумом – эта истина, которая подтверждается священными текстами. Так как эта тема относится по сущности к вопросам с аллегорическим толкованием, рациональное суждение по нему не приемлемо» [Абу аль-Мунтаха, «Шарх аль-Фикх аль-акбар», С. 21].

Это интересно! Читайте также: Как возникло слово «Аллах»?

Фахр аль-Ислам аль-Паздави (р.а.) в сочинении по усуль аль-фикху «Усуль аль-Паздави» сказал: «Очевидное лицезрение Всевышнего Аллаха воочию глазами в действительности является примером вопросов, которые требуют неукоснительной веры (в его истинность, в истину, которую нельзя постичь разумом). Слова Всевышнего Аллаха подтверждают, что лицезрение – это истина:

«[Одни] Лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (Аль-Кыяма 22-23).

В частности, следует отметить, что Он является реальным обладателем того качества Его существования как возможность Его лицезрения. Так как Он обладает всеми совершенными качествами, лицезрение Его творениями, несомненно, является одним из Его возвышенных качеств. Верующий человек заслуживает такого дара Всевышнего Аллаха.

Однако, так как условие возможности лицезрения Всевышнего Аллаха требует Его пространственного местонахождения, а такое недопустимо в отношении Него, следует признать возможность Его лицезрения. По этой причине вопрос о характере Его лицезрения остается открытым, следовательно, сам факт лицезрения в вечной жизни – это истина, которая подтверждается священными текстами, а его подробности остаются неочевидными» [Имам Паздави, «Кашф аль-асрар», 1/148, 154-156].

Правда ли, что до создания мира Аллах находился в облаках?
Ассаляму алейкум! Один проповедник псевдосалафизма сказал, что до создания мира Аллах якобы находился в облаках, и это означает, что до этого мира были другие творения. Правда ли это?
06.09.2021
3991

Всевышнего Аллаха можно будет увидеть в Раю, но характер этого видения остается неизвестным.

В касыде «Баду аль-Амали», который приводится в уважаемом труде по матурудитской акыде Сирадж ад-Дина Али ибн Усмана аль-Уши (р.а.) прекрасно и лаконично раскрывается эта тема: «Верующие в Раю увидят Всевышнего Аллаха без какой-либо формы и сущности, Без облика и образа».

В комментарии к этим словам Али аль-Кари (р.а.) изложил следующие пояснения: «Согласно этому высказыванию, смогут лицезреть Всевышнего Аллаха лишь богобоязненные верующие, так как неверующие будут отделены от Аллаха завесой. В этом вопросе подразумевается лицезрение не в виде охвата разумом или пониманием, так как это противоречит смыслу аята: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры» (Аль-Анам, 103) [Али аль-Кари, «Шарх аль-Амали», С. 13-15].

В пользу этого мнения можно перечислить следующие доводы: Всевышний Аллах говорит в Коране:

«[Верующим] Совершавшим благие дела – лучшее [Рай] и еще большее. Не будет на их лицах ни пепла [черноты], ни унижения. Они – обитатели Рая. И они останутся там навечно» (Юнус, 26).

«[Одни] Лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (Аль-Кыяма, 22-23).

Эти аяты являются доказательством этого мнения. Всевышний Аллах говорит о том, что неверующие не станут свидетелями лицезрения Его:

«Нет же! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Аль-Мутаффифин, 15).

По поводу лицезрения Всевышнего Аллаха существует множество хадисов. Согласно мнению Азимабади (р.а.), хадисы о лицезрении Всевышнего Аллаха в Раю были переданы группой сподвижников. Среди них есть такие сподвижники как Джарир ибн Абдуллах, Абу Разин аль-Укайли, Абу Хурайра, Абу Саид, Сухейб, Джабир, Абу Муса, Абдуллах ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Умар, Анас ибн Малик, Адий ибн Хатим, Аммар ибн Йасир, Амр ибн Сабит аль-Ансари и Ибн Амр (р.а.), и все они вместе образуют иджмаг.

Ибн Касир (р.а.) отмечал, что хадисы, которые переданы по этой теме сподвижниками, обладают степенью достоверности мутаватир. Также Лаликаи (р.а) в своем труде «Шарх Усуль аль-Итикад» сказал: «Число сподвижников, которые передали хадис о лицезрении Всевышнего Аллаха от посланника Аллаха (с.а.с.) равно двадцати трем» [Лаликаи, «Шарх усуль аль-и‘тикад», 3/495].

Актуально! Читайте также: Почему Аллах невидим?

Рассмотрим некоторые из этих хадисов. Передается от Джарира ибн Абдуллаха (р.а.):

«Однажды, когда мы ночью сидели рядом с посланником Аллаха (с.а.с.), он, разглядывая полную луну, сказал: «Несомненно, в Судный день вы увидите своего Господа воочию так, как вы видите эту луну. Во время лицезрения Его будет отсутствовать какое-либо затруднение и несправедливость (из-за стеснения и скопления).

Если вы сможете осилить утренний намаз до восхода солнца и послеполуденный намаз до его заката, обязательно совершайте их (Если вы стремитесь лицезреть красоту Всевышнего Аллаха, вовремя совершайте утреннюю и послеполуденную молитвы, продолжайте так поступать, не признавая преград)» [Аль-Бухари, Таухид: 24, №6997, 6/2703; Муслим, Масаджид: 38, №1466, 2/113].

Передается от Абу Саида аль-Худри (р.а.): «Однажды при жизни Пророка (с.а.с.) люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в Судный день?». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Да. Разве помешает вам что-нибудь увидеть в полдень солнце, свет которого не закрывают тучи?». Они сказали: «Нет». Он спросил: «А разве помешает вам что-нибудь увидеть полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?». Они ответили: «Нет».

Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «И в Судный день ничто не помешает вам увидеть Всемогущего и Великого Аллаха, как ничто не помешает вам увидеть солнце или луну! Когда настанет Судный день, глашатай возгласит: «Пусть каждая община последует за тем, чему она поклонялась!». После этого все поклонявшиеся идолам или чему-нибудь еще помимо Аллаха обязательно обрушатся в Ад, и не останется никого, кроме поклонявшихся Аллаху, среди которых будут как благочестивые, так и нечестивые, а также некоторые из людей Писания» [Аль-Бухари, Тафсир: 87, №4305, 4/1671].

Можно ли Аллаха называть Тангре?
У нас есть пожилая знакомая, которая при упоминании Всевышнего говорит не Аллах, а Тангре. Правильно ли это? Не является ли это грехом?
14.07.2021
6940

Передается от Сухейба (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Когда обитатели Рая войдут в него, Всевышний Аллах скажет: «Желаете ли вы, чтобы Я облагодетельствовал вас большими благами, которыми Я вас одарил до этого».

Они ему ответят: «Разве Ты не обелил наши лица (то есть не очистил от грехов)?! Разве Ты не дал нам возможность войти в Райскую обитель?! Разве Ты не защитил нас от Адского пламени?! (Разве есть еще что-такое, чего мы не знаем?)».

После их ответа Всевышний Аллах откроет завесу (покажет им свою красоту). Лицезрение своего Всесильного и Всемогущего Господа станет для них самым важным и желанным событием» [Муслим, Иман: 82, №467, 1/112].

Также передается от Ибн Умара (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Самые дорогие из них среди обитателей Рая перед Всевышним Аллахом – это те, которые лицезреют красоту Всевышнего Аллаха денно и нощно» [Тирмизи, Тафсир: 71, №3330, 5/431].

Далее передатчик хадиса Ибн Умар (р.а.) продолжил свои слова: «Потом посланник Аллаха (с.а.с.) процитировал следующие аяты:

«[Одни] Лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (Аль-Кыяма, 22-23).

О Всевышний Аллах! Удостой наш слог чести и дай нам возможность лицезрения Твоей красоты в Раю. Аминь!

(Фото: shutterstock.com).

Читайте нас в Telegram!

Атрибуты Аллаха: доводы из Корана, сунны и иджмы
Какие именно доводы именно доводы приводят мусульманские ученые на выделение атрибутов Всевышнего Аллаха?
06.07.2021
11185
Социальные комментарии Cackle