Некоторые люди так усердно стараются ради мирской жизни, что кажется забыли, что придет день, когда настанет расчет…Но есть и другие, чьи усилия и силы направлены только на вечную обитель, они пренебрегают своими «мирскими» обязанностями...
Как же найти баланс между мирской жизнью и жизнью вечной, не лишая себя удовольствий, который Аллах разрешил в этом мире, при этом не забывать об Ахирате?
Этот вопрос является очень важным в жизни каждого мусульманина, поскольку нет четких границ между этими двумя крайностями, а баланс найти не всегда просто.
Как всегда, будучи мусульманами, мы обращаемся к Благородному Корану и сунне пророка (мир ему).
Согласно одному из хадисов, однажды трое мужчин пришли в дом пророка (мир ему и благословение Аллаха) и спросили их о том, как он поклоняется. Выслушав ответ, им показалось, что он поклоняется меньше них, но они подумали, что Аллах простит пророка (мир ему), а им следует поклоняться в большем объеме.
Один из них заявил: «Что касается меня, то я пощусь, не разговляясь!» Другой сказал: «А я простаиваю всю ночь в молитвах без сна!». Третий сказал: «А я отказался от женщин, приняв обет безбрачия!».
Пророк (мир ему) пришел и сказал: «Клянусь Аллахом, я – тот среди вас, кто знает и боится Аллаха более всех и самый набожный, но я совершаю пост и разговенье, выстаиваю ночной намаз и сплю, а также нахожусь в браке. А кто отвергает мою Сунну, тот не со мной» (Муслим, Бухари).
Это известный хадис, который слышал каждый из нас, но не всегда мы понимаем его смысл в полной мере. Этот хадис о том, что умеренность, забота об этом мире, как и мире вечном, не пренебрегая ни одним, ни другим, и есть сунна Посланника Аллаха (мир ему).
Ислам не предписывает нам жить в изоляции, отстраняться от общества или полностью лишать себя того, что Аллах Всевышний сделал дозволенным. Например, не следует считать, что игры и забавы с домочадцами – это пустая трата времени, которое можно было бы посвятить чему-то более полезному. Аллах создал радость и веселье, и в этом Его мудрость, они укрепляют отношения между людьми. Мы не можем заменять то, что создал Всевышний, своими категоричными правилами. В нашей религии нет ничего чрезмерного, более того, чрезмерность запрещена, будь то в еде, в деньгах, чувствах и т.д.
Ключ к решению дилеммы «мирское-вечное» заключен в том, чтобы даже в мирских делах дерңатҗ в приоритете ахират, нам можно (и нужно) иметь семьи, зарабатывать, отдыхать, играть, работать, но все это должно быть дозволенным и не мешать, отвлекать от религиозных обязанностей. Ведь все эти самые обычные дела, когда выполняются с намерением обрести довольство Всевышнего, становятся поклонением для человека. И получается, что жизнь истинного верующего не может быть разделена на поклонение и не поклонение, вся его жизнь – и есть непрерывное поклонение Всевышнему Аллаху.
Аяты из Корана для размышлений:
1. А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие ( 28:77).
2. Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими (64:16).
3. О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим (7:31-32).
4. Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне (3:191).
Islam-Today