Когда появились первые разногласия среди мусульман?

Для чего мусульманину нужно разбираться и понимать основы различных течений, которые существуют на сегодняшний день и относят себя к истинно верующим мусульманам?

Это нужно лишь с одной целью – чтобы уберечь себя от зла, от запретного и разрушающего. Каждый из нас должен не просто уметь отличать добро от зла, но следовать верным путём. Только так можно достичь довольства Всевышнего Создателя.

Именно этой теме и посвящены курсы повышения квалификации, стартовавшие в стенах Российского исламского института, в рамках которых ведущие эксперты в области шариата, фикха, истории и культуры ислама, специалисты российского и мирового уровней рассказывают слушателям из различных регионов России об истории появления и дальнейшего развития сект и течений в исламе, о тонкостях вероубеждения и об особенностях исламского рационального богословия.

«Идеология есть фундамент религии, поэтому её очень важно изучать, чтобы ненароком не совершить ошибок. Знание, осведомлённость в этом вопросе поможет нам избежать опасного пути. Ведь обратите внимание, что и сподвижники спрашивали Пророка  о благом, чтобы совершать его, и о плохом, чтобы избегать его», – отмечает Рашид хазрат Сибгатуллин, доктор исламских наук, старший преподаватель кафедры религиозных дисциплин Казанского исламского университета.

Актуально! Читайте также: Умма: как крепко держаться за религию Аллаха и не разделяться

Когда появились первые разногласия среди мусульман?

От Абу Хурайры (радый Аллаху анху) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одно или семьдесят два течения, как и христиане. И разделится моя община на семьдесят три течения, и все они в Огне, кроме одной». Тогда пророка Мухаммада  спросили: «Кто это, о, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Кто [придерживается того же], чего [придерживаюсь] я и мои сподвижники» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи). Этот хадис, пожалуй, известен каждому из нас.

По словам Рашида устаза, есть различные подходы в исчислении течений: кто-то считает, что все они появятся до Судного дня, иные уверены, что все течения уже сформировались.

Так когда же возникли разногласия внутри мусульманской общины Пророка ﷺ? Появились они практически сразу после смерти посланника Аллаха . Лишь некоторое время после ухода наилучшего из людей в мир вечный умма жила мирно, в единстве.

Первым камнем преткновения стал вопрос достоверности смерти самого Пророка ﷺ. «Отдельная часть считала, что пророк Мухаммад  на самом деле покинул земной мир, другие были уверены в том, что он был вознесён Всевышним, как и Иса (алейхис-салям). Конец этим пересудам и спорам положил Абу Бакр ас-Сиддик», – рассказывает Сибгатуллин.

Следующим разногласием стал вопрос места захоронения Мухаммада ﷺ. Где его могила? В Мекке, Медине или же в Иерусалиме? Прекратил все пересуды снова Абу Бакр, напомнив, что пророков хоронят там, где они умирают.

«Большой спор среди последователей идей пророка Мухаммада  вызвал дальнейший выбор предводителя мусульман. Кто же будет наместником Пророка ? Община разделилась на три лагеря: одни считали, что предводитель мусульман должен был быть из ансаров, иные – из мухаджиров. Была и третья группа людей, которые предлагали выбирать одного правителя из ансаров, следующего из мухаджиров. Разногласиям в этом вопросе положил конец один из хадисов, согласно которому править мусульманами может только потомок племени Пророка , из курайшитов. Таким образом, следующим предводителем мусульман стал Абу Бакр», – объясняет Рашид хазрат Сибгатуллин.

На этом споры и разногласия внутри мусульманской общины не закончились. Очень скоро после кончины Мухаммада ﷺ встал вопрос о наследовании его имущества. Его дочь Фатима (радый Аллаху анха) потребовала у Абу Бакра, чтобы ей оставили фадака (плодородную землю, где располагался оазис с родниками и пальмами). Однако Абу Бакр напомнил ей о том, что имущество пророков не наследуется, а остаётся в качестве садака.

Предотвращение смут и распространение ислама

Время после того, как пророк Мухаммад ﷺ покинул земной мир, оказалось непростым. Его сподвижники и последующие предводители мусульманской общины столкнулись с появлением лжепророков и с вероотступниками.

Среди лжепророков, с которыми праведным халифам предстояло вести «бой», были Тулейх ибн Хувайлид аль-Асади, который в последствии вернулся к исламу, и Мусейлим аль-Казаб, который пытался поделить власть с Пророком ﷺ.

В годы правления Абу Бакра, Умара и шести лет правления Усмана говорилось о едином пути в основах религии. «Расхождения, некоторые отличия могли существовать лишь во второстепенных вопросах фикха, которые не приводили к обвинению в греховности или заблуждении», – отмечает Рашид устаз.

Начало большой смуты внутри мусульманской общины началось с убийства Усмана. За событиями того исторического периода стоял масштабный, тщательно спланированный заговор. Известно, что во время правления Усмана территории ислама значительно расширились, что, естественно, увеличивало не только число сторонников, но и количество врагов.

Так, к примеру, византийцы и персы, в ту пору являвшимися владыками всего мира, потеряли всё. Но потеря власти не означала их смирение. Они были готовы предпринять любые попытки вернуть свою власть над народом. Понимая, что открыто победить ислам им не удастся, было принято решение действовать изнутри.

Здесь на руку противникам исламского вероучения сыграли номинальное принятие ислама отдельными группами людей (приняли ислам они лишь внешне, не проникнувшись ни сердцем, ни разумом) и безграмотность среди новообращённых мусульман, которые в силу неверия перед этим имели минимум знаний об исламе, в связи с чем их легко было обмануть.

В адрес халифа Усмана заговорщики выдвинули целый ряд претензий, каждая из которых была основа на лжи, неверии и незнании. Усман же постоянно повторял сподвижникам, что он не разрешает никому кого-либо убивать, чтобы из-за него пролилась кровь мусульман. Он всегда помнил наставление Пророка ﷺ.

От Айши (радый Аллаху анха) передаётся, что однажды посланник Аллаха ﷺ попросил её позвать одного из его сподвижников. «Я спросила, – рассказывает Айша, – Абу Бакра?». «Нет», – ответил посланник Аллаха ﷺ. «Умара?». «Нет!». «Али?». «Нет!». «Усмана?». «Да», – ответил посланник Аллаха ﷺ.

«Конструктив»: как молодёжь уходит в радикализм?
Как не попасть на удочку к радикалам? Что можно противопоставить деструктивной идеологии, чтобы завлечь молодёжь? Ответы на эти и многие другие вопросы пытались найти участники республиканского форума «Конструктив».
27.09.2021
2316

Когда Усман (радый Аллаху анху) пришёл, Пророк ﷺ сказал ему: «Отойди в сторонку». После этого Пророк ﷺ стал что-то сообщать ему по секрету, и цвет лица Усмана в это момент изменился.

И в день, когда Усман был окружён, мы спросили его: «О, правитель правоверных, ты не будешь сражаться с ними?». Он ответил: «Нет, поистине, посланник Аллаха  наказал мне одно дело, и я буду верен своему обещанию, данному Пророку , исполнять его».

Наказом же пророка Мухаммада ﷺ был совет проявлять терпение и смирение и ни при каких обстоятельствах не допускать фитны и пролития крови мусульман. Этому завету Усман следовал до самых последних минут своей жизни.

Продолжение следует…

Социальные комментарии Cackle