Фото: zef art / shutterstock.com
– Все, что откладывается в невидимом мире сокровенных сердец, проявляется в видимом мире явлений.
Пояснение: Явное, внешнее (захир) – это появление скрытого, внутреннего (батын). Что имеется во внутренней сущности человек (в его сердце), то и отражается наружу. В одной поговорке говорится: «Что дервиш поминает, о том и думает».
Внешние поступки человека зависят от состояния сердца. Если у человека в душе присутствуют такие прекрасные нравственные качества, как милосердие, доброта, скромность, снисходительность, великодушие, способность познавать, умение довольствоваться малым, то они проявятся и в его поступках.
А если ему присущи такие отрицательные качества, как бессердечие, злоба, невежество, скупость, беспечность, гордыня, одержимость, своенравие, то они также проявятся в его действиях.
Согласно преданию, некий человек много раз оскорблял пророка Дауда (а.с.). И несмотря на это он отвечал ему добром. Когда у него спросили причину этого, он ответил: «Каждый проявляет то, что у него внутри. Я не стану говорить как этот человек. В моей душе нет подобных вещей».
«Никогда не упускай Аллаха из памяти и тогда всегда обнаружишь Его перед собой»
Всевышний Аллах сообщил Своему любимцу о тех, кто из-за своей скромности не могут говорить о своей бедности:
«Ты узнаешь их по приметам» (аль-Бакара, 273).
– Какая разница между тем, кто в своих рассуждениях исходит от Аллаха, и тем, кто на основании выводов подходит к Нему! Кто обращается к Нему в поисках довода, тот узнает Истину от ее обладателя и берется за дело основательно. А понимание Аллаха как предмета доказательства происходит из-за отсутствия единства с Ним. А иначе, когда Он отсутствовал, чтобы Его искали и находили? И когда же Он отдалился, чтобы следы вели нас к Нему?
Пояснение: Один способ познания – идти от действующего субъекта к объекту его действий (иррациональный), а другой способ – поиски действующего субъекта через результаты его действий (рациональный).
Познавший Аллаха знает, что Он неизменен и вечен и обладает истинным бытием. А всё, кроме Него, – сотворенное, их существование является лишь результатом Его творчества. Такому человеку легче добиться результата, и он обретает более достоверные знания. А кто находится в поисках Аллаха (старается познать Его), наблюдая за Его творениями, тот далек от Него.
Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com/ru
«Состоятельный человек пусть тратит согласно своему достатку» (Талак, 7) – эти слова о прибывших к Нему (васил). «А ограниченный в средствах пусть тратит из того, что дал ему Аллах» (Талак, 7) – эти слова об идущих к Нему (саир).
Пояснение: Арифы, постигшие Аллаха, могут в изящной и красноречивой форме поделиться с другими обретенными сокровенными знаниями. Они могут наставлять людей, посвящать их в тайны учения. Ибо они из материального мира вознеслись в мир духов.
Саиры же (только вступившие на этот путь) еще пребывают в заключении в материальном мире. Ему следует исправлять свой нафс и заниматься очищением своего сердца. Он еще не обогатился настолько, чтобы делиться с другими (духовными тайнами). Четко и красноречиво поведать остальным о духовных тайнах он еще не способен.