بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
يُرِيدُ اللّهُ أَن يُخَفِّفَ عَنكُمْ وَخُلِقَ الإِنسَانُ ضَعِيفًا
«Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым». (Сура «Ниса», 28)
Наша религия направлена для обеспечения человечеству счастья в этом мире и в ахирате. Одна из общих особенностей Ислама состоит в ее удобности, облегченности. Ислам требует от человека по мере его сил и возможностей, не подвергает его тяготам и трудностям. Как сообщается в этом аяте, человек создан слабым, и поэтому он может быть ответственным лишь настолько, насколько у него хватает сил. Поэтому никто не может отвечать за неисполнение таких дел, сделать которые ему не под силу. В связи с этим в Коране содержится такое повеление:
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима. Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (Хадж, 22:78).
Из этого следует, что повеления и запреты Аллаха ниспосланы не для того, чтобы создавать для человека затруднения, а чтобы облегчить ему жизнь, сделать удобным его существование. К примеру, одним из условий намаза является омовение, тахарат. Но тахаратнужен вовсе не для того, чтобы затруднить чтение намаза. Вот как поясняет Аллах Тааля в аяте, посвященном намазу и тахарату:
«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны» (Маида, 5:6).
То есть омовение приводит к материальному и духовному очищению, что с одной стороны, избавляет нас от заразных болезней и делает нашу жизнь более легкой, а с другой стороны, тахарат духовно подготавливает нас к совершению ибадата и облегчает наше общение с Господом.
Все это означает, что Ислам не требует от человека такого поклонения, которое окажется сверх его сил и возможностей. Об этом говорит и освобождение человека от некоторых видов поклонения по причине слабости, болезни, нищеты или в связи с нахождением в пути. Поэтому в Исламе нет места крайностям, чрезмерному усердию в поклонении.
Наш Пророк (с.а.в.) всегда придерживался именно такого принципа в словах и делах, связанных с поклонением. В одном хадисе он сказал: «Поистине, религия – это облегчение» (Насаи, “Иман”, 28).
А в другом своем хадисе он говорил:«Поистине, эта религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его» (Бухари, “Книга имана”, 29).
Наш Пророк во всех делах выбирал более легкие варианты и такое же наставление оставил своей умме. Известны его короткие, но яркие фразы о том, что лучше облегчать, чем затруднять, радовать, а не огорчать. Поэтому неправильно принуждать себя к чему-то непосильному. И даже требовать от себя исполнения чего-то не очень нужного, лишнего не является приемлемым.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.