Ислам - легкая религия

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
يُرِيدُ اللّهُ أَن يُخَفِّفَ عَنكُمْ وَخُلِقَ الإِنسَانُ ضَعِيفًا

«Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым». (Сура «Ниса», 28)

Наша религия направлена для обеспечения человечеству счастья в этом мире и в ахирате. Одна из общих особенностей Ислама состоит в ее удобности, облегченности. Ислам требует от человека по мере его сил и возможностей, не подвергает его тяготам и трудностям. Как сообщается в этом аяте, человек создан слабым, и поэтому он может быть ответственным лишь настолько, насколько у него хватает сил. Поэтому никто не может отвечать за неисполнение таких дел, сделать которые ему не под силу. В связи с этим в Коране содержится такое повеление:

«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима. Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (Хадж, 22:78).

Из этого следует, что повеления и запреты Аллаха ниспосланы не для того, чтобы создавать для человека затруднения, а чтобы облегчить ему жизнь, сделать удобным его существование. К примеру, одним из условий намаза является омовение, тахарат. Но тахаратнужен вовсе не для того, чтобы затруднить чтение намаза. Вот как поясняет Аллах Тааля в аяте, посвященном намазу и тахарату:

«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны» (Маида, 5:6).

То есть омовение приводит к материальному и духовному очищению, что с одной стороны, избавляет нас от заразных болезней и делает нашу жизнь более легкой, а с другой стороны, тахарат духовно подготавливает нас к совершению ибадата и облегчает наше общение с Господом.

Все это означает, что Ислам не требует от человека такого поклонения, которое окажется сверх его сил и возможностей. Об этом говорит и освобождение человека от некоторых видов поклонения по причине слабости, болезни, нищеты или в связи с нахождением в пути. Поэтому в Исламе нет места крайностям, чрезмерному усердию в поклонении.

Наш Пророк (с.а.в.) всегда придерживался именно такого принципа в словах и делах, связанных с поклонением. В одном хадисе он сказал: «Поистине, религия – это облегчение» (Насаи, “Иман”, 28).

А в другом своем хадисе он говорил:«Поистине, эта религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его» (Бухари, “Книга имана”, 29).

Наш Пророк во всех делах выбирал более легкие варианты и такое же наставление оставил своей умме. Известны его короткие, но яркие фразы о том, что лучше облегчать, чем затруднять, радовать, а не огорчать. Поэтому неправильно принуждать себя к чему-то непосильному. И даже требовать от себя исполнения чего-то не очень нужного, лишнего не является приемлемым.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle