«Если Мои рабы спросят тебя (о Мухаммад) обо Мне, то (ответь), что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне (покорностью) и верят в Меня – тогда они пойдут по верному пути» (Бакара, 186).
И хотя некоторые муфассиры, связав данный аят с аятом «Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с вашими женами...», говорили, что до того, как это стало разрешенным, некоторые сахабы вступавшие в интимную близость с женами в ночь поста, или евшие и пившие после ночного намаза, пришли, испытывая раскаяние к посланнику Аллаха ﷺ и спросили его о пути выхода из сложившейся ситуации, и тогда был ниспослан этот аят, в котором сообщается, что Аллах ответил им на их мольбы и простил им то, что они совершили [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/206], однако хукм данного аята имеет гораздо более широкое значение, указывая на то, как, где и когда Аллах Всевышний принимает мольбы своих рабов.
В риваяте, переданном от Хасана, сообщается, что некоторые сподвижники спросили посланника Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Где наш Господь?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Если Мои рабы спросят тебя (о Мухаммад) обо Мне, то (ответь), что Я, поистине, близок...».
В риваяте, переданном от Ата, говорится: «Когда был ниспослан аят «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (Гафир 60), сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! В какое время нам делать дуа?» или «В какое время наши мольбы будут приняты?». И тогда был ниспослан этот аят.
В риваяте, переданном от Катады, говорится: «Когда был ниспослан аят «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам...», сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! Как нам делать дуа?». И тогда был ниспослан этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 2/92-93].
Некоторые иудеи из числа жителей Медины, сказали посланнику Аллаха ﷺ: «Ты говоришь, что между нами и небом расстояние в пятьсот лет пути, и такое же расстояние между каждым из последующих небес. Как же тогда наш Господь слышит наши мольбы?». После этого и был ниспослан этот аят [Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 26]. Это были слова Ибн Аббаса [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/189].
Читайте также: Как может один Бог охватывать всех людей и управлять ими?
Поскольку изначально в ночь поста или после сна было запрещено есть, пить и вступать в интимные отношения с женщинами, то те, кто нарушил этот запрет, пришли к посланнику Аллаха ﷺ, испытывая сожаление, спросили: «Примет ли Аллах наши покаяния?», и тогда в ответ на это, Аллах Всевышний и ниспослал данный аят [Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/94-95].
Каждая из этих причин в отдельности или все они вместе, могли быть причиной ниспослания данного аята. Однако вслед за каждым из этих событий, Аллах Всевышний ниспослал общий хукм о том, что, поистине, Он ближе всех к своим кающимся рабам и отвечает на их мольбы.
Фото: shutterstock.com.