Воздвижение на могилах мавзолеев и других построек
Приведем же мнение ученых ахль сунны на воздвижение на могилах мавзолеев и других построек, что ваххабиты считают признаком ширка и объявляют ваджибом снести.
В мазхабе ханафи: Если это делается для украшения, то запретно (харам). Если для того, чтобы сохранить могилу после погребения в ней тела, то макрух.
В мазхабах шафии и малики: Если постройка возводится на земле, принадлежащей вакфу или на общественном кладбище, то запрещено (харам), ее следует снести. Если же на своей собственной земле или в частных владениях друтого лица с разрешения владельца, то макрух, но сносить такую постройку не разрешается.
В мазхабе ханбали: Часть ученых ханбали придерживаются той же точки зрения, что и шафии. Другая же часть вместе с Ибнуль-Кассаром из мазхаба малики считают, что если постройка возводится не с целью самовосхваления, то это дозволено. Того же мнения придерживается Алламе Ибн Хамдун.
Когда Шейху Абдулькадиру Аль-Фаси задали вопрос об этом, он ответил: «Как известно, с самой древности на могилах великих людей Ислама и праведников возводили построения и мавзолеи. Это - выказывание почтительности к благословенным упокоившимся, великим людям и святым Ислама. В то же время это сохраняет могилы от надругательства и исчезновения. Если бы могилы всех Пророков и праведников сохранялись подобным образом, то они бы не забывались. А так как такая забота не была проявлена, многие из них бесследно исчезли».
Надписи на могилах
Согласно мазхабу ханафи нет ничего предосудительного в том, чтобы на могиле что-либо писать в той мере, чтобы можно было определить умершего. Это дозволено и способствует сохранению могил.
Согласно мазхабу шафии, если надпись делается для сообщения имени умершего, это поощрительно (мустахаб). В особенности желательно записывать имена праведников.
Согласно мазхабу малики и ханбали, это макрух.
Покрывала на могилах
Ибн Абидин в своей книге «Танкийхуль-хамидийа» пишет: «Факихи не одобряют того, чтобы на могилы святых и праведников навешивать одежды, покрывала или тюрбаны. Но мы здесь скажем следующее. Если имеет место намерение предостеречь посетителей, чтобы они не забывали выказывать уважения к погребенному в этой могиле, совершали зийарат, соблюдая порядок и не упуская из вида, что находятся в присутствии святого, это дозволено (как мы уже говорили, рух святого пребывает возле могилы). Это не следует запрещать. Поистине, действия по намерениям. Хотя обычай окутывать могилы покрывалом появился позже, он является таким же выражением уважения и почтительности, что и разрешенный и рекомендованный факихами обычай после совершения прощального тавафа хаджа выходить из Запретной мечети, пятясь назад».
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"