
Вопросы загробной жизни занимают центральное место в нашей вере, напоминая нам о временности этого мира и необходимости подготовки к встрече с Аллахом. Сегодня мы рассмотрим хадис, переданный Барой бин Азибом (р.а.), который приводится в главе «Ангелы у смертного одра…» в книге имама Джалал ад-Дина ас-Суюти «Загробный мир».
Этот хадис подробно описывает, что происходит с душой верующего и неверующего в момент смерти, при извлечении души, ее вознесении и допросе в могиле. Мы также включим дополнительный хадис от Тамима ад-Дари (р.а.) для полноты картины. Давайте разберем эти хадисы и извлечем уроки для нашей духовной жизни.
Бара бин Азиб (р.а.) передал: «Мы вышли с Посланником Аллаха ﷺ на похороны одного человека из ансаров. Мы еще не опустили его в могилу. Посланник Аллаха ﷺ сел, и мы сели вокруг него, словно над нами была птица. В его руке была палка, которой он чертил по земле. Затем он поднял голову и два или три раза сказал: «Ищу убежища у Аллаха от наказания в могиле».
После этого он сказал: «(О верующем рабе) Когда верующий раб покидает этот мир и направляется к миру иному, с небес спускаются ангелы в белых одеждах, их лица сияют, словно солнце. Они приносят с собой саван и благовония из Рая. Они останавливаются на расстоянии, доступном взгляду, а затем приходит Ангел Смерти и садится у его изголовья. Он говорит: «О спокойная душа! Выходи к прощению и довольству Аллаха».
Тогда душа выходит легко, подобно тому, как вода вытекает из кувшина. Ангел Смерти принимает ее, и сразу же другие ангелы забирают ее, не оставляя в его руках ни на мгновение. Они заворачивают душу в райский саван и благовония, и от нее исходит аромат, подобный самому прекрасному мускусу на земле.

Ангелы возносят душу к небесам. Проходя мимо собраний ангелов, те спрашивают: «Кто эта прекрасная душа?» Они отвечают: «Это такой-то, сын такого-то», называя его самыми лучшими именами, которыми его звали в этом мире. Когда они достигают первого неба, просят открыть врата, и те открываются. Ангелы каждого неба сопровождают душу до следующего, пока она не достигает седьмого неба. Тогда Аллах говорит: «Запишите книгу Моего раба (именную тетрадь) в Иллиййине (высшем месте) и верните его на землю, ибо Я создал их из земли, возвращаю их в землю и вновь извлеку их из нее».
Душа возвращается в тело, и приходят два ангела, которые усаживают его и спрашивают:
• Кто твой Господь?
Он отвечает: «Мой Господь — Аллах».
• Какая твоя религия?
Он отвечает: «Моя религия — ислам».
• Кто этот человек, посланный к вам?
Он отвечает: «Это Посланник Аллаха».
• Откуда ты знаешь?
Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха, уверовал в нее и признал ее истинной».

Тогда с небес раздается голос: «Мой раб сказал правду! Устелите ему из Рая, оденьте его в райские одежды и откройте ему дверь в Рай». Ему открывают дверь, и к нему приходят ароматы и блага Рая. Его могила расширяется, насколько хватает взгляда. Затем к нему приходит человек с прекрасным лицом, в красивых одеждах и с приятным ароматом, который говорит: «Радуйся обещанному дню! Это день, который тебе был обещан». Покойный спрашивает: «Кто ты? Твое лицо несет благо». Тот отвечает: «Я – твои праведные дела». Тогда покойный в радости восклицает: «О, Господь, пусть скорее наступит Судный день, чтобы я вернулся к своей семье и имуществу!»
О неверующем рабе: когда неверующий раб покидает этот мир и направляется к миру иному, с небес спускаются ангелы с черными лицами, несущие грубые покрывала из волос. Они садятся на расстоянии, доступном взгляду. Затем приходит Ангел Смерти, садится у его изголовья и говорит: «О злая душа! Выходи к гневу и ярости Аллаха». Душа рассеивается по телу, и Ангел Смерти извлекает ее с трудом, словно колючки из мокрой шерсти. Он принимает ее, и сразу же другие ангелы забирают ее, не оставляя в его руках ни на мгновение. Они заворачивают душу в грубое покрывало, от которого исходит самый отвратительный запах на земле.
Ангелы возносят душу к небесам. Проходя мимо собраний ангелов, те спрашивают: «Кто эта злая душа?» Они отвечают: «Это такой-то, сын такого-то», называя его самыми худшими именами, которыми его звали в этом мире. Когда они достигают первого неба, просят открыть врата, но те не открываются. Тогда Посланник Аллаха ﷺ прочел аят: «Им не откроются врата небес» (Аль-Араф, 40). Аллах говорит: «Запишите его книгу в Сиджжине (нижнем месте)». Затем он процитировал: «Тот, кто придает Аллаху сотоварищей, подобен упавшему с неба, которого уносят птицы или сбрасывает ветер в далекое место» (Аль-Хадж, 31).
Смерть и вечная жизнь: исламское представление о конце пути и начале истинной жизни
И продолжил:
«Душа возвращается в тело, и приходят два ангела, которые усаживают его и спрашивают:
• Кто твой Господь?
Он отвечает: «Не знаю».
• Какая твоя религия?
Он отвечает: «Не знаю».
• Кто этот человек, посланный к вам?
Он отвечает: «Не знаю».
Тогда с небес раздается голос: «Мой раб солгал! Устелите ему из Ада, оденьте его в адские одежды и откройте ему дверь в Ад». Ему открывают дверь, и к нему приходят жар и дым Ада. Его могила сжимается, так что ребра переплетаются. Затем к нему приходит человек с уродливым лицом, в отвратительных одеждах и с дурным запахом, который говорит: «Радуйся тому, что тебе неприятно! Это день, который тебе был обещан». Покойный спрашивает: «Кто ты? Твое лицо несет зло». Тот отвечает: «Я – твои злые дела». Тогда покойный в отчаянии восклицает: «О, Господь, пусть не наступает Судный день!»
Тамим ад-Дари (р.а.) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах повелевает Ангелу Смерти: «Иди к Моему праведному рабу и приведи его ко Мне. Я испытал его в трудностях и в радости и нашел его таким, каким хотел. Приведи его ко Мне, чтобы Я освободил его от мирских забот и печалей».
Ангел Смерти отправляется с пятьюстами ангелами, несущими райские саваны, благовония и букеты райхана. Каждый букет состоит из одного стебля, но имеет двадцать разных оттенков, и каждый цвет источает свой уникальный аромат, отличный от других. Они также несут белый шелк с самым прекрасным мускусным ароматом. Ангел Смерти садится у изголовья, а другие ангелы окружают его, касаясь каждой части тела. Белый шелк и благовония кладут под его щеку, и ему открывают дверь в Рай» (Источники: Хейсами, «Маджма аз-Заваид», раздел о вопросах в могиле, 3/49; Ас-Суюти, «Ад-Дурр аль-Мансур», толкование суры «Аль-Араф», 3/83).

Этот хадис, переданный через достоверные источники, ярко иллюстрирует контраст между судьбой верующего и неверующего. Для мумина смерть – это врата к милости Аллаха, тогда как для неверующего – начало наказания. Вот несколько ключевых уроков:
1. Важность имана и праведных дел: верующий, который читал Коран, уверовал в него и следовал за Посланником Аллаха ﷺ, получает облегчение в момент смерти и в могиле. Это напоминание о необходимости укреплять нашу веру и совершать добрые дела.
2. Подготовка к смерти: Пророк ﷺ трижды просил убежища от наказания в могиле, показывая нам, что даже он, лучший из людей, осознавал суровость загробной жизни. Мы должны следовать его примеру, часто прося защиты у Аллаха.
3. Последствия неверия: оба хадиса ясно показывают, что неверие и многобожие (ширк) приводят к мучительному исходу. Это побуждает нас держаться подальше от грехов и укреплять таухид (единобожие).
4. Милость Аллаха к праведным: хадис от Тамима ад-Дари (р.а.) подчеркивает, как Аллах с любовью встречает Своего праведного раба, освобождая его от мирских тягот. Это вдохновляет нас стремиться к праведности.
Таким образом хадисы, переданные Барой бин Азибом (р.а.) и Тамимом ад-Дари (р.а.), рисуют яркую картину того, что ждет нас после смерти. Они напоминают, что наша земная жизнь – это подготовка к вечности. Пусть Всевышний укрепит наш иман, дарует нам добрый конец и спасет от наказания в могиле. Амин!
Статья основана на турецком переводе книги Имама ас-Суюти «Kabir Alemi».
Все фото: Ислам-тудей
Мухсин Нурулла