Ученые говорят: «Смерть – не есть полное небытие и исчезновение. Это всего лишь прекращение связи между душой и телом. Смерть – это расставание. Это занавес, который опускается между душой и телом. Смерть – это трансформация, переход из бренного мира в загробный».
В тафсире Абу аш-Шейха и согласно Абу Нуайму, Билял бин Саад (р.а.) передал, что он (здесь скорее всего имеется ввиду пророк Мухаммад ﷺ - прим.) в своей проповеди сказал: «О, люди бесконечности (ахли абад), и о, люди неизменности (ахли баки), вы были созданы не для того, чтобы пасть в небытие и исчезнуть, а для того, чтобы находиться в бесконечности. Из этого мира вы попадете в мир ахирата».
Согласно Умару ибн Абдулазизу (р.а.), он сказал следующее: «Вы были созданы для бесконечности и неизменности. И лишь переноситесь в иной мир».
Абдуллах бин Амр (р.а.) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Для правоверного смерть – это награда» (Хаким, Мустадрак; Хайсеми, Маджмуа аз-Заваид).
Признаки особой милости Аллаха перед смертью
Ибн Абу Шейба в своем «Мусаннафе», Ибн Саад, а также Бейхаки в «Шуабе» передают от Абу Хурайры (р.а.): «Однажды, когда один человек проходил мимо него, Абу Хурайра (р.а.) спросил: «Куда ты идешь?» Он ответил: «На рынок».
На что Абу Хурайра (р.а.) сказал: «Если до возвращения из рынка тебе удастся купить мне смерть, то принеси мне ее».
Ибн Абу Дунья и Таберани в книге «Аль-Кабир», а также Ибн Асакир через Урву бин Рувайма передают: «Ирбад бин Сарийа (р.а.) был среди пожилых сподвижников Посланника Аллаха ﷺ и хотел побыстрее умереть. Поэтому он делал такое дуа: «О, Всевышний, я постарел. Мои кости стали хрупкими. Возьми меня к Себе».
Он передал следующую историю: «Однажды, когда в мечети Дамаска я совершил намаз и стал делать дуа, чтобы Всевышний забрал мою душу, рядом со мной оказался юноша в зеленом одеянии, который был красивейшим из мужчин. Он спросил: «Почему ты делаешь такое дуа?»
Я сказал: «О, братец, а какое мне делать дуа?»
Он ответил: «Делай вот так: О, Всевышний, улучши мои деяния, и отсрочь мою смерть».
Я спросил: «Да простит тебя Всевышний, кто ты?»
Он сказал: «Я Ретаиль, который из сердец людей имана (ахли иман) незаметно убирает грусть и горе».
Вся правда об ангелах
Кто же такой этот Ретаиль, о котором говорит Ирбад бин Сарийа (р.а.)?
К сожалению, Имам Джалаладдин ас-Суюти в своей книге «Алеми Барзах» не дает нам разъяснений по этому вопросу.
Речь идет об ангеле имя которого в разных источниках пишется как «Рибаиль», «Ретбабиль», «Ретбаиль» или «Ретаиль».
Информация о нем очень скудна и ее практически нет в мусульманских справочниках. О том, что это имя ангела мы узнаем через риваят Али (р.а.), который приводится в книге мусульманского богослова и историка Сибта ибн аль-Джавзи (1186–1256) «Мират аз-заман» («Зеркало времени»).
Согласно труду Аль-Газали «Ихйиа улум ад-дин» этот ангел также привносит в сердца правоверных вдохновение. Таким образом Ретаиль – это ангел, который привносит в сердца правоверных вдохновение, убирает грусть и горе.
Источник: İmam Celaleddin es-Suyuti «Kabir Alemi» («Alem-i Berzah»)
Перевел с турецкого и дополнил Гайнутдинов Д.М.