«И предостерегай этим (Кораном) тех, кто боится сбора перед своим Господом (верующих). И не будет у них помимо Него, ни покровителя, ни заступника (без Его разрешения). Возможно, они будут богобоязненны (и откажутся от неверия и грехов)» (аль-Ан`ам, 51).
Передается от Икримы: однажды группа неверующих из рода Абдуманаф среди которых были и их лидеры, такие, как Утба ибн Рабиа, Шейба ибн Рабиа, Мут`им ибн Адийй, аль-Харис ибн Науфаль, Караза ибн Абдиамир ибн Науфаль пришли к Абу Талибу и сказали: «О, Абу Талиб! Если бы твой племянник прогнал от себя наших рабов и тех чужаков, которые находятся под нашей защитой, то это возвысило бы его в наших сердцах, мы были бы более покорны ему и стали бы ближе к тому, чтобы подтвердить истинность его пророчества».
Абу Талиб пришел к посланнику Аллаха ﷺ и передал ему слова многобожников. Умар ибн Хаттаб сказал посланнику Аллаха ﷺ: «Сделай так и посмотри, чего они хотят и выполнят ли они свое обещание». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот и последующие аяты до слов: «А разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен (Ему)?».
Рави говорит: «Многобожники хотели, чтобы посланник Аллаха ﷺ прогнал от себя Биляла, Аммара ибн Ясира, Салима – раба Абу Хузайфы, Сабиха – раба Усайда; а из находившихся под защитой курайшитов: Ибн Масуда, Аль-Микдада ибн Амра, Масуда ибнуль-Кари, Вакыда ибн Абдуллаха аль-Ханзали, Зуш-Шималейна Амра ибн Абдиамра, Марсада ибн Аби Марсада, а также других слабых и беззащитных мусульман».
Когда же Аллах Всевышний ниспослал эти аяты, Умар пришел к посланнику Аллаха ﷺ и принес извинения за свои слова. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «И когда к тебе (о Мухаммад) придут верующие в Наши аяты, говори им: «Мир вам! Ваш Господь выбрал для Себя милость. И если кто из вас совершит дурной поступок по незнанию, а затем раскается (за содеянное, имея твердое намерение никогда впредь не совершать подобного) и исправится, то ведь Он (Всевышний Аллах) – Прощающий, Милующий (Своих рабов)»» [Табери, Джамиуль-Байан, 7/128-129].
Читайте также: Чего в Раю никогда не будет и что навсегда останется в земной жизни?
«Скажи (также): «Поистине, я следую доказательству от моего Господа. А вы отвергли его. И я не властен над тем, что вы так торопите (говоря: «Ниспошли на нас камни с неба или мучительное наказание»). И решение (о немедленном наказании или о его отсрочке) принимает только Аллах. Он (всегда) говорит истину, и Он – наилучший из судей»» (аль-Ан`ам, 57).
Кельби говорил: «Данный аят был ниспослан в отношении Надра ибнуль-Хариса и других лидеров курайшитов, которые издеваясь говорили: «Эй, Мухаммад! Низведи на наши головы то наказание, которым ты нас пугаешь» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 151].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается, что однажды Надр встав возле Каабы, сказал: «О, Аллах! Если то, что он говорит является истиной, то обрушь на нас наказание». И тогда был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/51].
«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Куръана»
Фото: elements.envato.com/ru