Благородный Куръан не был передан Пророку ﷺ целиком за один раз. Он передавался порциями на протяжении двадцати трех лет.
Иногда Джибриль, мир ему, приходил с одним аятом или даже маленькой частью аята. Другой раз он приносил сразу несколько аятов. Так, сообщается, что сура «аль-Анам» была ниспослана за один раз .
В чем же мудрость того, что Куръан ниспосылался постепенно? Язычники Мекки сами задавали этот вопрос Пророку ﷺ И Всемогущий Аллах Сам ответил на него так:
«И неверующие спрашивали: «Почему это Куръан не ниспослан ему (Мухаммаду) целиком сразу?» (Всевышний отвечает: Мы решили сделать) так, чтобы укрепить посредством него твое сердце, (поэтому) Мы ниспосылали его постепенно. Какой бы пример (или сомнение) они ни приводили тебе, Мы давали тебе истинный ответ и наилучшее толкование».
Читайте книги издательского дома «Хузур»
Выдающийся комментатор Куръана имам Фахруддин ар-Рази в своем толковании к этому аяту привел несколько мудростей постепенного низведения Куръана:
1. Пророк ﷺ не умел читать и писать. Если бы Куръан был ниспослан за один раз, его было бы сложно зафиксировать. А Муса, мир ему, владел грамотой, поэтому Таурат был низведен сразу как законченная книга.
2. Если бы Куръан был низведен целиком за один раз, то тогда бы стало обязательным немедленное соблюдение всех его предписаний, что противоречило бы мудрой постепенности, которая является одной из целей Шариата.
3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перенес много трудностей и мук за свою жизнь. А посещения Джибриля, мир ему, который приносил слова Досточтимого Куръана, помогали ему переносить эти мучения и придавали ему сил.
4. Немалая часть Куръана – это ответы на вопросы, которые задавали люди и реакция на конкретные события.
Аяты делятся на два типа:
1. Аяты, которые Всевышний Аллах ниспослал не по причине какого-то события и не в ответ на чей-либо вопрос.
2. Аяты, которые ниспосылались в связи с каким-либо случаем. Эти события или вопросы называют «причинами ниспослания» (асбаб ан-нузуль) этих аятов.
К примеру, следующий аят суры «аль-Бакара» был ниспослан в связи с конкретным событием:
«И не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Поистине, верующая рабыня лучше (свободной) язычницы, даже если (ее красота поразила вас и) она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока те не уверуют. И, поистине, верующий невольник лучше (свободного) язычника, даже если он понравился вам. Они (неверующие) зовут в Ад, а Аллах зовет (вас) в Рай и к прощению по Его воле. Он объясняет людям Свои аяты, чтобы они приняли наставление».
Почему Коран был ниспослан постепенно?
До прихода Ислама сподвижник Марсад ибн Аби Марсад аль-Ганави, да будет доволен им Аллах, имел связь с женщиной по имени Анак. Приняв Ислам, он совершил хиджру в Медину, а Анак осталась в Мекке. Через какое-то время Марсад посетил Мекку по делу. Анак пришла к нему, призывая его совершить грех. Он наотрез отказал ей, сказав: «Ислам разделил нас».
Однако он решил жениться на ней, если Пророк ﷺ одобрит это. По возвращении в Медину Марсад, да будет доволен им Аллах, спросил у Пророка ﷺ разрешения жениться на этой женщине.
В ответ на это был ниспослан данный аят, в котором брак с идолопоклонницами был запрещен. Это событие – причина (или обстоятельство) ниспослания аята, приведенного выше.
Причины ниспослания аятов очень важны для толкования Куръана. Многие аяты не могут быть поняты правильно без знания причины их ниспослания.
О верующие! Будьте терпеливы и более терпеливы [чем неверующие], охраняйте границы и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!
«Калям Шариф. Перевод смыслов»