В чем смысл понятия "срединная умма"?

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура «Ниса», аят 135)

Человек, как существо общественное, вынужден жить совместно с другими, обмениваться, торговать, поддерживать добрые отношения с соседями. А самый важный принцип в человеческих отношениях – это не отдаляться от справедливости. В словарях справедливость определяется как убеждение людей в том, что в мире добрые дела и помыслы должны быть вознаграждены, а злые – осуждены, заслуги рано или поздно приз-наны, а порок и преступление – наказаны. Быть справедливым означает действовать беспристрастно, в соответствии с истиной.

Слово “кыст”, употребленное в Коране, обладает широким спектром значений и полностью охватывает и смысл и сущность понятий справедливости и правосудия. Противоположное значение в Коране имеет слово “джабр”, означающее несправедливость, насилие, издевательство.

Жизнь в обществе требует от человека соответствия этой важной категории справедливости и с религиозной, и с этической, и с юридической точки зрения. Ведь человек, неконтролируемый изнутри нормами морали и религии, а внешне – юридическими нормами, наносит вред и себе и окружению. Поэтому основной принцип в Исламе – это принцип справедливости, правосудия и равенства.

В самом деле, мусульмане являются не сторонней, а срединной уммой в деле обеспечения справедливости. Вот как об этом говорится в Коране:

Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (Бакара, 2:143).

Выражение «срединная умма» означает общество, соблюдающее равновесие и справедливость, не оторванное от истины, способное сплотить и возглавить народ. Однако, говоря о справедливости в мусульманской умме, нужно обратить внимание и на такую деталь: она должна охватывать не только правителей, а всех без исключения. Начиная от главы семьи, как маленькой ячейки общества, и заканчивая руководителями самых крупных организаций, все должны относиться беспристрастно к своим подчиненным, соблюдать их права.

В деле управления, в бизнесе всегда нужно уважать чужие права и свободы, искать пути справедливого решения проблем. Если возникает необходимость в нашем свидетельствовании, не нужно избегать этого, а давать правдивые и честные показания. Мусульманину не подобает давать лживое свидетельство и таким образом становиться причиной принятия решения не в пользу пострадавшей стороны. Мы считаем недостаточным ждать справедливости и правосудия только в судах. Если справедливость будет властвовать везде, работа судов облегчится и станет более эффективной. Не надо забывать, что одной из наших главных религиозных и человеческих обязанностей является оказание содействия правосудию, давая правдивые показания в суде.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий. 

Социальные комментарии Cackle