В исламе существуют определённые традиции – сунны, связанные с рождением ребёнка. Среди них чтение азана и камата при имянаречении.
В сборнике «Сунан ат-Тирмизи» приводится хадис, в котором упоминается эта практика, примененная Пророком ﷺ к его внуку Хасану (р.а.).
В нём говорится, что он прочёл азан в его правое ухо, а камат в левое и рекомендовал мусульманам делать то же самое для своих детей. После чего это действие закрепилось среди верующих в виде обычая.
В чём же мудрость этих действий, и что об этом говорил посланник Аллаха ﷺ?
Согласно риваяту от Хусейна (р.а.), Пророк ﷺ разъяснил необходимость этого действия следующим образом: «Ребёнок, которому после рождения прочитают в правое ухо азан, а в левое камат, будет защищён от вреда болезни Уммусыбъян (то есть тому не навредит джинн)» (Файзуль-Кадир, VI/237).
Актуально! Читайте также: Первым делом: что нужно сделать после рождения ребенка
Азан и камат, прочтённые ребёнку, – это, по сути, донесение до него формулы единобожия (таухид), возвеличивания Создателя (такбир) и таких религиозных основ, как свидетельство о пророчестве и призыв к совершению намаза.
Всё это должно сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни, освещая ему тернистый земной путь. Поэтому хорошо, если первым, что услышит новорождённый, будут эти лучшие слова.
Азан и камат ребёнку может прочесть любой человек, однако предпочтительнее, если это сделает обладающий более совершенной верой или старшие (уважаемые) из семьи. Ведь благородный человек имеет благую энергию, и ребёнок непременно получает от него определённый баракат (благословение).
Этот адаб также идёт из сунны праведных сподвижников посланника Аллаха ﷺ:
«Передаётся от Абу Мусы: «У меня родился сын, и я отправился к Пророку. Он дал ему имя Ибрахим…» (Бухари, Муслим);
«Передается от Аиши (р.а.): когда у кого-либо рождался ребёнок, Пророк приходил, делал ему дуа и тахник (с фиником), проводил по нему рукой, чтобы ребёнок получил от него баракат» (Муслим, Бухари, тафсир Навави);
«От Анаса бин Малика (р.а.) передают, что Умм Салим родила ребёнка. Вместе с новорожденным я отправился к Посланнику Всевышнего. Он спросил, есть ли у меня финик для тахника? Я дал ему финик, и он, размягчив его во рту, нанёс небольшую часть на нёбо ребёнка. Пророк дал ему имя Абдуллах» (Бухари).
Это нужно знать! Читайте также: Этими именами нельзя называть детей
Таким образом, после рождения малыша, в омовении и со словами «бимилляхир-рахманир-рахим» на руки его возьмёт самый уважаемый и благородный среди них, повернётся в сторону киблы, прочтёт в его правое ухо азан, в левое камат и даст ему достойное имя.
О важности наречения ребёнка хорошим именем посланник Аллаха ﷺ говорил: «В Судный день вы будете призваны вашими именами и именами ваших отцов. Потому нарекайте себя и своих детей красивыми именами с хорошими значениями» (Бухари, Адаб: 108).
Человек, проведший ребёнку ритуал имянаречения, в конце произносит мольбу (дуа) за новорождённого с пожеланиями, чтобы он прожил свою жизнь под довольством Аллаха Азза ва Джалля, соблюдая все повеления ислама, и чтобы зло шайтана не коснулось его, и он был хорошим ребёнком для своих родителей.
Во время этой мольбы или по её завершении родителям желательно прочесть молитву – аят Корана, которую читал пророк Ибрахим (а.с.), глядя на лица своих сыновей Исмаила и Исхака (р.а.):
«Альхамдулилляхил-лязи уахабли аляль-кибари Исмаиля уа Исхак. Инна Рабби ля самигуд-ду’а-и» (Ибрахим, 39).
Кто не знает эту молитву, может прочесть любую другую со значением благодарности Всевышнему.
Процедуру имянаречения можно проводить как в день рождения ребёнка, так и отсрочить до седьмого дня: «Когда на свет появляется ребёнок, следует принести в жертву животное. Оно закалывается на седьмой день, в этот же день ему дают имя и бреют голову» (Абу Дауд, Тирмизи).
Интересно! Читайте также: Если узнал о рождении ребенка: дуа за новорожденного
Сподвижники Пророка ﷺ всегда старались точно следовать тому, что видели на его практике, поскольку Всевышний сказал через своего посланца:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной! Тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Аль-Имран, 31).
Все действия посланника Аллаха ﷺ совершались неспроста, а непременно основывались на какой-либо мудрости и несли огромную пользу. Поэтому ритуал имянаречения с произнесением азана и камата является частью священной сунны Пророка ﷺ.
И кто желает следовать его прекрасному пути, полному достоинства и религиозной этики, формирующему идеалы человеческих ценностей, пусть соблюдает эту благородную сунну.
(Фото: shutterstock.com).