«Как же Аллах наставит (на истинный путь) людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали, что посланник – истинный, (и после того, как явились им (ясные) доводы (в их Книгах)?! И Аллах не наставляет злодеев. Их воздаяние – проклятие Аллаха, ангелов и всех людей (Что может быть страшнее такого наказания?!) Они останутся там (в Аду) навечно! Не облегчат им наказание и не дадут отсрочки. Кроме тех, кто раскаялся после этого (вероотступничества) и исправился. И, поистине, Аллах – Прощающий, Милующий (верующих)» (Али Имран, 86-89).
Поскольку по поводу причин ниспослания этих аятов существуют различные риваяты, то муфассиры разошлись во мнениях по поводу того, в отношении кого они были ниспосланы.
В соответствии с риваятом, переданным по каналу Мухаммада ибн Абдуллаха от Ибн Аббаса, один человек из числа ансаров сначала принял Ислам, а затем совершил вероотступничество и примкнул к многобожникам.
Однако затем он раскаялся в содеянном и обратившись к своему народу сказал: «Спросите у посланника Аллаха ﷺ существует ли для меня возможность покаяния?».
Прибыв к посланнику Аллаха ﷺ люди сообщили ему о произошедшем, и тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты. Этот человек вернулся в Медину и снова принял ислам.
В риваяте, переданном от Муджахида сообщается имя сподвижника, который совершил вероотступничество, а затем снова принял Ислам, став тем самым причиной ниспослания этих аятов. Этого человека звали Харис ибн Сувейд ат-Тайми прибыв Медину он принял Ислам при посланнике Аллаха ﷺ. Затем Харис совершил вероотступничество и вернулся к своему народу.
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аяты: «Как же Аллах наставит (на истинный путь) людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали, что посланник – истинный, (и после того, как явились им (ясные) доводы (в их Книгах)?! И Аллах не наставляет злодеев. Их воздаяние – проклятие Аллаха, ангелов и всех людей (Что может быть страшнее такого наказания?!) Они останутся там (в Аду) навечно! Не облегчат им наказание и не дадут отсрочки. Кроме тех, кто раскаялся после этого (вероотступничества) и исправился. И, поистине, Аллах – Прощающий, Милующий (верующих)».
Один человек из его народа приехал к Сувейду и прочел ему эти аяты. Сувейд сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю тебя как правдивого человека. Посланник Аллаха ﷺ еще более правдив, чем ты. А Аллах всевышний самый правдивый из вас троих». После этого вернувшись в Медину он снова принял Ислам, и стал хорошим мусульманином.
В другом риваяте, переданном от Муджахида сообщается, что человеком, который снова принял Ислам после ниспослания этих аятов, и вернулся к своему народу, был Аль-Харис ибн Сувейд ибнус-Самит из рода Амр ибн Ауф, который был братом Джуласа ибн Сувейда. Те, кто передавал данное мнение, говорили, что Аль-Харис ибн Сувейд не был сахабом, а был табиуном (Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 1/396-397).
В вышеупомянутых риваятах ничего не говорится о том, что стало причиной иртидада (вероотступничества) Хариса ибн Сувейда. Однако в риваяте, переданном от Ибн Аббаса и приведенном Ибн Исхаком и Ибнуль-Мунзиром, сообщается, что во время битвы при Ухуде он убив Мадждара ибн Зияда и Кайса ибн Зейда из рода Дубайа, примкнул к курайшитам, и вернулся вместе с ними в Мекку.
Продолжение этого хадиса аналогично вышеприведенным риваятам. Однако в риваяте переданном от Абу Салиха – невольника Умму Хани говорится о том, что убийство двух мусульман в битве при Ухуде произошло уже после того, как Харис ибн Сувейд совершил иртидад (вероотступничество).
Совершив вероотступничество еще раньше, он отправился в Мекку, где и присоединился к курайшитам. Затем во время битвы при Ухуде он сражался на их стороне. После битвы при Ухуде он вернулся в Мекку, но спустя какое-то время он раскаялся в своем вероотступничестве и скал искать пути возвращения в Ислам.
Он написал письмо своему брату Джуласу ибн Сувейду, в котором говорилось: «О, мой брат! Я очень сильно раскаиваюсь в том, что совершил. Я хочу обратиться с покаянием к Аллаху и вернуться в Ислам. Сообщи об этом посланнику Аллаха ﷺ. Если будет хоть какая-то надежда на то, что мое покаяние будет принято, то непременно напиши мне» (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/257-258).
Таким образом, к преступлению, которым является вероотступничество, еще добавилось сражение против мусульман и убийство двоих из них.
Читайте также: 4 условия полноценного покаяния
В риваяте, также переданном от Муджахида, сообщается, что человек, совершивший вероотступничество был из рода Амр ибн Ауф. После этого, он отправился в Шам где принял христианство. Оттуда он написал письмо своему народу, в котором говорилось: «Существует ли для меня возможность покаяния? Сообщите мне об этом». И после того, как были ниспосланы эти аяты, он вернулся в Медину и снова принял Ислам (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/257).
В соответствии с риваятом, переданным Икримой, двенадцать человек, среди которых были Абу Амир ар-Рахиб, Аль-Харис ибн Сувейд ибнус-Самит, Вахвах ибнуль-Аслят совершили иртидад (вероотступничество) и присоединились к курайшитам.
Но затем раскаявшись в совершенном, они написали своим семьям в Медине: «Есть ли для нас возможность покаяния?».
После этого был ниспослан аят: «Кроме тех, кто раскаялся после этого (вероотступничества) и исправился. И, поистине, Аллах – Прощающий, Милующий (верующих)».
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса и Хасана, говорится, что эти аяты были ниспосланы в отношении людей писания и в особенности в отношении иудеев из племен Бану курайза и Бану Надир, и тех, кто придерживается их религии (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 8/126-127)
Исходя из этого, те люди, которые верили в предыдущих пророков, до прихода пророка Мухаммада ﷺ, считались верующими.
Однако, отвергнув пророчество посланника Аллаха ﷺ, они стали считаться совершившими вероотступничество от истинной религии. Однако если эти люди покаются, оставив христианство и иудаизм, и примут ислам, то несомненно их покаяние будет принято.
Табери, стараясь найти общие точки соприкосновения во всех этих риваятах, говорит, что по сути, риваятов, в которых говорится о сахабах, совершивших вероотступничество во времена посланника Аллаха ﷺ, а затем раскаявшихся и вернувшихся к Исламу, гораздо больше, и они более известны.
Таким образом, эти аяты касаются всех, кто, совершив вероотступничество затем раскаялся и захотел вернуться обратно в Ислам (Табери, Джамиуль-Байан, 3/241-242).
Все фото: shutterstock.com