Наверное, никогда в истории человечества не было таких широких масштабов расточительства благ Всевышнего Аллаха, которые мы наблюдаем, и соучастниками которых мы с вами становимся в наши дни. Год за годом человеческий род ставит все новые рекорды по масштабам потребленной воды, еды, одежды и энергетических ресурсов. При этом потребности человека с каждым годом лишь возрастают. И если Посланник Аллаха (мир ему) при совершении омовения обходился литром воды (по сообщению Анаса ибн Малика, Пророк (мир ему) совершал омовение из сосуда емкостью в два ратля), современные мусульмане тратят на эту процедуру три, пять, а то и десять литров.
Если Посланник Аллаха, лучший из всех творений, никогда не наедался досыта, то мы, современные мусульмане, питаемся три раза в день, не считая бесконечных чаепитий и перекусок. Мы много говорим о важности соблюдения сунны Посланника Аллаха (мир ему), но часто забываем о том, какую одежду носил Пророк и его сподвижники и каким был их гардероб. Мы часто пытаемся достигнуть масштаба потребления благ богатых и расточительных людей, которых 24 часа в сутки навязчиво рекламирует телевидение и интернет, но мы не желаем вспоминать об уровне потребления образцовых людей, каковыми были Посланник Аллаха (мир ему) и его сподвижники.
К чему мы стремимся, к красотам и благам этого мира? Разве они чего-нибудь значат для вечной жизни? Разве нам не хватает грозного предупреждения Всевышнего Аллаха в двадцатом аяте суры «Ахкаф», так часто цитируемого сподвижниками (будет приведен ниже)? Разве нас не смущает аят Всевышнего Аллаха – إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُوا إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ («ведь расточители - братья сатаны», 17/27)? Как же нам не быть братьями сатаны, а стать братьями Посланнику Аллаха (мир ему)? Первым шагом на этом пути является знание о том, как относились к благам этого мира Посланник Аллаха (мир ему) и его сподвижники. Так пусть же ознакомление с историей отношения Посланника Аллаха (мир ему) и станет отправной точкой для изменения в лучшую сторону. Ведь начав с ограничения личного потребления, мы сумеем обуздать свой нафс и духовно приблизиться к этим замечательным людям, воскресить с которыми нас мы ежедневно просим у Всевышнего Аллаха! И как говорит Всевышний Аллах в Священном Коране: فَاعْتَبِرُوا يَا أُولِي الْأَبْصَارِ – «Так пусть это будет назиданием для вас, о те, кто способен видеть» (59/2).
Слова, сказанные Абу Бакром при смерти Абдуррахману ибн Ауфу
Рассказывает Абдуррахман ибн Ауф (р.а.): «Я посетил Абу Бакра (р.а.) когда он был смертельно болен. После того, как я его поприветствовал, он мне сказал: «Я увидел, как будто мир этот уже пришел к вам. Когда же придет, а он скоротечен, вы будете пользоваться шелковыми шторами и матрасами из парчи, и уже перестанете спать на привычных вам лежаках, сделанных из шерсти Ардабиля, они станут для вас колючими. Но клянусь Аллахом, лишение головы без вины для вас лучше, чем плавание в пучине мирского».
Отношение Абдуллы ибн Умара к благам этого мира
Убайдуллах ибн Адий являлся вольноотпущенным рабом Ибн Умара. Однажды, после возвращения из Ирака, он поехал навестить Ибн Умара. Придя он поприветствовал его и сообщил, что у него есть подарок, который он привез из Ирака. Ибн Умар спросил: «Что это за подарок»? Убейдуллах сказал, что это «джавариш». Ибн Умар спросил: «Что такое джавариш»? Убайдуллах ответил, что джавариш, это лекарство, которое улучшает пищеварение. На это Ибн Умар ответил: «Я сорок лет не ем досыта, что я буду делать с этим лекарством?».
Отношение Хузайфы ибн Ямана к благам этого мира
Рассказывает Саида ибн Сад ибн Хузайфа, что Хузайфа (р.а.) говаривал: «Больше всего мне нравится такой день, когда я прихожу домой, а там нет еды и когда семья говорит мне, что нет ничего, из чего бы приготовить еды. Ибо я слышал слова Посланника Аллаха (мир ему): «Всевышний Аллах оберегает верующего от увлечения благами этого мира более, чем домашние оберегают больного от вредной еды. И Всевышний Аллах защищает верующего от проблем больше, чем отец желает благ своему ребенку».
Совет Посланника Аллаха (мир ему) досточтимой Айше
Когда однажды досточтимая Айша заплакала возле Посланника Аллаха (мир ему), он спросил ее: «Почему ты плачешь? Если ты хочешь быть вместе со мной в ином мире, то пусть тебе хватает еды, сколько нужно одному путнику. Будь осторожна, не общайся тесно с богачами. Будь осторожна, не выбрасывай старую одежду, а прежде штопай и ремонтируй ее».
Совет, данный Посланником Аллаха Абу Джухайфе
Рассказывает Абу Джухайфа (р.а.): «Я поел похлебку из жирного мяса и направился в Посланнику Аллаха (мир ему). От того, что много поел, у меня появилась отрыжка. Посланник Аллаха сказал мне: «Иди и рыгай подальше от меня, Абу Джухайфа! Те, кто в этом мире набивают свой живот до отказа, в ином мире долго будут оставаться голодными». С этого момента и до самой смерти Абу Джухайфа больше не ел досыта. Если он ел утром, то не ел вечером, если он ел вечером, то не ел утром».
Досточтимый Умар посчитал странным покупку Джабира ибн Абдуллы
Рассказывает Яхъя ибн Саид: «Однажды Умар повстречался с Джабиром ибн Абдуллой. Когда он увидел в руках у Джабира дирхам, то спросил: «Что ты сделаешь с этим дирхамом»? Он ответил: «Я хочу купить домашним мяса, чтобы они поели». Тогда Умар сказал: «Ты покупаешь им все, что они захотят? А куда вы денете вот это аят: «В тот день, когда неверующих представят Огню, им скажут: «Вы растратили свои блага в свой мирской жизни и попользовались ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что вы превозносились на земле безо всякого права, и за то, что вы были нечестивцами?» (Ахкаф, 46/20)».
Письмо досточтимого Умара, написанное Абу Дарде
Передает Саляма ибн Кульсум и Рашид ибн Сад: «Когда Умар узнал, что Абу Дарда построил себе дом в городе Хомс, который был выше чем у других, он отправил ему письмо, в котором написал:
«О Абу Дарда! Разве не хватает зданий, построенных византийцами и персами, и ты строишь для себя новые дома? Однако вы, будучи сподвижниками Посланника Аллаха (мир ему), являетесь примером для мусульманской уммы. После того, как получишь это письмо, немедленно покидай Хомс и приезжай в Шам». Считается, что Умар перевел Абу Дарду в Шам в качестве наказания.
Совет Умара своим наместникам
Рассказывает Абдулла ар-Руми: «Когда я пришел к Умму Тальк, я увидел, что крыша ее дома очень низкая. Я сказал: «О Умму Тальк! Какая же низкая крыша у твоего дома». Она ответила: «Сынок, Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) приказал своим наместникам: «Не стройте высокие здания, ведь самым плохим днем для вас станет тот день, когда вы начнете строить высокие здания»».
Советы Абдуллы ибн Умара своему сыну, одевшему новую одежду
Рассказывает Маймун (р.а.): «Один из сыновей Абдуллы ибн Умара выпросил у своего отца изар. После того, как он поносил ее немного, пришел, и сказал, что порвал его. Ибн Умар сказал ему: «Отрежь порванный участок и продолжай носить», но юноше это не понравилось. Увидев огорченного сына Ибн Умар сказал ему: «Горе тебе, побойся Аллаха. Не будь из тех, кто наполняет свои животы и нагружает на спины все, чем наделил их Аллах».
Слова, сказанные Абу Бакром своей дочери досточтимой Айше, одевшей новую одежду
Рассказывает досточтимая Айша: «Однажды я одела новую блузку. От большой радости, время от времени я поглядывала на нее. Увидевший это Абу Бакр сказал мне: «Что смотришь? Пока ты в таком положении, Аллах не посмотрит на тебя». Я спросила: «Почему же»? Он ответил: «Знай, что если раб Аллаха занимается самолюбованием и наслаждением мирскими красотами, то Всевышний Аллах испытывает к нему неприязнь до тех пор, пока он не оставит это». После этих слов я сняла эту одежду и отдала в качестве милостыни, на что Абу Бакр ответил: «Надеюсь, что это послужит для тебя искуплением».
Ринат Габбасов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.