"У любви нет ни начала, ни конца. Любви все равно – что верующий, что неверный!"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира
Глава 77. Описание любви
Ленивых любовь проворными делает,
Земные творения до небес возносит.
Если [это] лиса, то делает ее подобной льву,
А если кто-либо лишен отваги, храбрым его делает.
Любовь не имеет дел, [но] заставляет [делать] дело,
Выводит из колючки цветник жемчугоносный.
Железо и сталь делает подобными воску,
Шам разгрому подвергает, делает подобным Руму.
У любви нет ни начала, ни конца.
Любви [все равно] – что верующий, что неверный!
Сколь много больных здоровье [обрели] благодаря ей,
Что есть любовь? Подобна [она] свече, которая ко всему лицом обращена.
Какое дело любви до неверия и веры?
Более того, обоих она стыдится и стесняется.
Тепло ее превосходит тепло огня,
Огонь делает она безвредным словно вода.
[Когда] была любовь, сотворение мира [еще] не произошло.
Пришла любовь и открыла двери творения.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Есть ли отличие в совершении Хаджа ханафитами и шафиитами?
Я придерживаюсь шафиитского мазхаба, скоро Хадж, и многие говорят о нем. Я как-то читал в мечети какую-то книжку о Хадже, и мне сказали, что она по ханафи и есть различия с шафиитскими условиями. Правда ли это? Есть ли разница в фардах Хаджа между нами и ханафитами?
-
Разрушительные последствия пристрастия к запретному видео
Всевышний Аллах говорит в Коране: "Предупреждай, о пророк, верующих мужчин о том, что ведёт к прелюбодеянию или к обвинению в нём...
-
6 вопросов о Курбан-байраме
Можно ли покупать животное на деньги, взятые в долг? Является ли жертвоприношение обязанностью для женщин? Обязательно ли иметь...
-
Может ли мусульманка стать врачом?
Женская половина мусульманского сообщества на сегодняшний день нуждается в специалистах-мусульманках работающих в области медицины, где есть альтернатива выбора
-
3 совета, как легко сосредоточиться в намазе
Бывает, что мы совершаем намаз подобно роботам, выполняя заученные движения, повторяя известные слова, без придания особого им значения. К сожалению, в таком намазе мы ничего не приобретаем, кроме желания докончить его быстрее. Такой намаз не делает нас лучше, не очищает наши сердца, мы продолжаем также совершать грехи, как будто и не молились вовсе. Мы сами лишаем себя намаза из-за пренебрежения и равнодушия наших сердец. Разве к этому мы стремимся, представая перед Всевышним?
-
11 грехов, проклятые Пророком Мухаммадом (ﷺ)
Проклятие, выраженное устами ангелов или Пророков Аллаха означает пожелание человеку быть лишенным милости Всевышнего Аллаха, и, наверное, это самое страшное, что может случиться с человеком. Поэтому, прежде чем совершить какой либо проступок, стоит хорошенько задуматься: «А стоит ли оно того?»
-
Случаи, в которых не читается намаз приветствия мечети
Намаз тахиййатуль-масджид не совершается в те промежутки времени, которые считаются...
-
Кому действительно необходимо подавать милостыню?
Ислам запрещает просить у других милостыню, закят и другое подаяние, если человек в этом не нуждается, а также, если он способен сам заработать необходимое. Наша религия призывает нас оберегать свою честь и достоинство, беречь себя от подобных унижений.