"У кого нет болезни, тот не мужчина, среди болью охваченных он никем не является..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 145. Разъяснение того, что исцелением болезни сердца является страдание
Если есть у тебя болезнь, говори о лекарстве,
Страдание есть новое лекарство, не старо [оно].
У кого нет болезни, тот не мужчина,
Среди болью охваченных он никем не является.
Кто увидел в лекарстве болезнь,
Тот лекарство оставил и выбрал болезнь.
В болезни заключено сто лекарств,
Болезнь и лекарство – оба от Алллаха.
[Разве] пророки от болезни Его зарыдали?
Не зарыдали они и не заплакали.
Друзья [Аллаха] также следуют пророкам,
Благодарили они за все, что приходило от Аллаха.
Терпение сочли они [чем-то] лучшим, чем сахар,
Горечь его вкусили они целиком.
Словно дитя, ты пожелал сахара,
Ни на миг ты ровней им не стал.
Ради удовольствия от еды вкусной
Остался ты в огне, подобно саламандре.
[Посмотри же], где ты [находишься], и откуда их болезнь (то есть страдание – прим. ред.)?
Что ты собой представляешь и кем являешься, о владыка?!
Щепетильным и умелым в ремеслах сделал меня
Тот корифей религии и царь мира.
Кто в услужение (= послушание – прим. ред.) людям [Божьим] поступил,
Неверие того стало верой, а тело его душою стало.
Все это пожалованье от того [самого] Султана [нам] досталось,
Пришло исцеление и лекарство от нашей болезни.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Нужно ли пытаться изменить свою судьбу?
Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:
«О, сынок! Смирение перед судьбой намного прекрасней, чем владение мирскими богатствами, полученными через склоки, драки и ненависть.
Сладость покорности своей судьбе, присущая сердцам богобоязненных, намного прекрасней сладости мирских желаний. С точки зрения праведников (вали), смирение перед судьбой намного сладостней этого мира и всего, что в нем находится. Потому что покорность предопределению Аллаха в разных жизненных ситуациях украшает жизнь, придает ей сладость и дает умиротворение». (Фатхур-Раббани, 51. меджлис)
-
Фото дня: мечеть, которую нельзя фотографировать
-
Суперпродукт №1 на Рамадан
Есть несколько «супер продуктов», любимых наших Пророком (мир ему), о которых особенно важно упомянуть в Рамадан. Начинаем серию статей о продуктах, которые употреблял пророка, и которые обладают массой полезной свойств, о которых стоит помнить как в Рамадан, так и в обычное время.
-
Хадис, заключающий в себе треть Ислама
Этот хадис занимает весьма важное место и заключает в себе много пользы. Многие говорили, что он составляет собой треть Ислама, а Абу Дауд сказал: «Четверть». Однако тот, кто вникнет в его смысл, увидит, что он охватывает весь Ислам в целом...
-
Зачем Всевышнему нужно, чтобы мы поклонялись Ему?
С какой целью Аллах создал людей? Зачем Аллаху нужно, чтобы мы поклонялись Ему?
-
Можно ли женщинам при омовении протирать влажной рукой платок вместо волос?
Этот вопрос является очень важным и требующим особого внимания, так как протирание головы является одним из фардов малого омовения.
-
Благо в каждом событии
Быть верующим не значит быть эмоционально ограниченным человеком, который позволяет себе только несколько чувств, исключая из своей жизни другие. Но когда человек уверен в благом исходе, то для чувств страха, печали и отчаяния остается меньше поводов. Всевышний говорит в Коране, что в том, что неприятно человеку, может быть заложено много добра.
-
Какие профессии одобряемы с точки зрения ислама?
Существуют хадисы как о качестве, так и о «количестве» труда. В сборнике имама Ахмада приведён хадис о том, что Аллах любит земледельцев. Есть более детальные хадисы о предпочтительности профессий (о чём мы расскажем ниже). То, что близко человеку с точки зрения талантов, склонностей и профессии, то и рекомендуется Аллахом. Об этом сказал ‘Али: "Ценность человека в том, что ему хорошо".