Три вида нафса человека

Фото: aliona2194/ elements.envato.com
В Священном Коране слово «нафс» имеет два значения. В первом случае слово «нафс» используется для обозначения самого себя. Можно перевести «нафс» как «свое я» или «душа». Примером этого являются слова Всевышнего Аллаха в Коране:
«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (7:205).
Второе значение слова «нафс» в Коране встречается чаще и означает особенную часть самих себя, которой свойственны низменные желания и инстинкты, эго. Он обладает злостью, страстью, желанием. Можно назвать его также плотской душой. Нафс не является частью руха, скорее, это часть физического, как наше тело. Аллах также вложил в человека внутреннюю составляющую, духовную часть или рух.
В Коране в отношении нафса упоминается три определения, т.е. существует три вида нафса:
- Нафс аль-аммара
إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло (12:53)
Нечестивый, «упорствующий» нафс (душа), ведущий ко злу. Нафс, который указывает и говорит нам, что делать. Когда у нафса возникает какое-либо желание, оно овладевает нами и приказывает. Нафс аль-аммара покоряет человека, который полностью подчиняется его прихотям и следует всем его указаниям. Часто в жизни нам приходится слышать «человек должен делать то, что делает его счастливым», следовать абсолютно любым своим желаниям, исходящим от нафса. Человека могут делать счастливыми вещи, которые не являются благими и исходят исключительно из его страсти и желания. Такие люди становятся рабами своего нафс аль-аммара.
- Нафс аль-лаввама
وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ
Клянусь душой попрекающей! (75:2)
Лаввам означает обвинять и упрекать себя. Это нафс, который приводит человека к совершению греха, но потом обвиняет себя и чувствует виноватым. Это чувство вины растет, и человек оставляет эти грехи. Такой нафс заставляет человека чувствовать вину, стыд, раскаяние и сожаление после совершения греха, он хочет взять его обратно и желает никогда его не совершать. Они также могут совершить намерение больше никогда не совершать подобного. Так происходит борьба со своим нафсом, исход которой может быть разным.
- Нафс аль-мутма’ инна
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّةً
О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! (89:27-28)
Слово мутма’ ин имеет два смысла:
- Довольствующийся хукмом Аллаха Всевышнего. Довольство волей Всевышнего делает таких людей счастливыми. Такие люди делают то, что делает их счастливыми, потому что этот человек воспитывает себя таким образом, что единственная вещь, в которой он обретает утешение – это довольство тем, что довольствуется и доволен Всевышний. Так, душевное спокойствие состоит в довольстве Всевышнего;
- Нафс, который обрел спокойствие. Нафс человека обретает свободу, так как он не только воздерживается от греха, он больше не желает его совершения. Теперь нафс имеет желания, но только благие. Такая душа желает только то, что Всевышний предписал благими и прекращает желать того, что Аллах сделал запретным.
Сайда Хайат
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Портит ли тахарат (малое омовение) прикосновение к половым органам?
Насколько я знаю, прикосновение к интимным местам портит тахарат. А как насчет маленьких детей, когда их подмываешь ведь прикасаешься к их гениталиям, портится ли при этом тахарат? Если можно далиль (Резеда)
-
Как относиться к родственникам?
Хорошо отношение к родственникам является угодным Аллаху и приводит к большим наградам. Достоинства хорошего отношения к близким предписаны Священным Кораном: Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов (4:36
-
Какие грехи прощает нам Всевышний?
Когда Аллах видит искреннее покаяние своего раба – того, кто осознает всю пагубность совершенного им поступка и в страхе обращается к Господу в надежде на Его милость, Аллах прощает его грех, заменяя его благими деяниями заранее. В этом благоволении необыкновенная щедрость нашего Творца.
-
10 целей месяца Рамадан
Многие из нас поступают следующим образом, как только наступает время ифтара. Мы тут же набрасываемся на еду, а затем не можем встать из-за стола. Хотя известно, что это противоречит духу Рамадана. Хотя нам необходимо научиться контролировать себя...
-
Пусть грешник не отчаивается, а верующий не кичится
Мы часто составляем мнение о человеке, опираясь лишь на внешние данные: облик, поведение, слова. И даже не зная его внутреннего мира, считаем собственные представления о другом исчерпывающими. Встречается такое и среди мусульман. Видя в других приметы маловерия или зная о чужих грехах, мы тут же мысленно оправляем их в Ад.
-
Разрешит ли Аллах обитателям Ада встретиться с родственниками, вошедшими в Рай?
Ибн Аббас говорит: «Когда находившиеся на А̓рафе войдут в Рай, обитатели Ада обрадуются, поскольку увидят, что их родственники удостоились разнообразных райских благ. Они скажут: «Господь наш! Разреши нам поговорить с нашими родственниками, вошедшими в Рай».
-
Обязательно ли произносить намерение перед омовением?
Вопрос: обязательно ли произносить намерение перед взятием омовения? А если человек забудет, будет ли это считаться грехом?
-
Как выглядит потайная дверь Каабы? (ФОТО)
На Мекку обрушилась песчаная буря, открылась потайная дверь Священной Каабы. Это стало новым витком в истории...