Три вида нафса человека

Фото: aliona2194/ elements.envato.com
В Священном Коране слово «нафс» имеет два значения. В первом случае слово «нафс» используется для обозначения самого себя. Можно перевести «нафс» как «свое я» или «душа». Примером этого являются слова Всевышнего Аллаха в Коране:
«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (7:205).
Второе значение слова «нафс» в Коране встречается чаще и означает особенную часть самих себя, которой свойственны низменные желания и инстинкты, эго. Он обладает злостью, страстью, желанием. Можно назвать его также плотской душой. Нафс не является частью руха, скорее, это часть физического, как наше тело. Аллах также вложил в человека внутреннюю составляющую, духовную часть или рух.
В Коране в отношении нафса упоминается три определения, т.е. существует три вида нафса:
- Нафс аль-аммара
إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло (12:53)
Нечестивый, «упорствующий» нафс (душа), ведущий ко злу. Нафс, который указывает и говорит нам, что делать. Когда у нафса возникает какое-либо желание, оно овладевает нами и приказывает. Нафс аль-аммара покоряет человека, который полностью подчиняется его прихотям и следует всем его указаниям. Часто в жизни нам приходится слышать «человек должен делать то, что делает его счастливым», следовать абсолютно любым своим желаниям, исходящим от нафса. Человека могут делать счастливыми вещи, которые не являются благими и исходят исключительно из его страсти и желания. Такие люди становятся рабами своего нафс аль-аммара.
- Нафс аль-лаввама
وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ
Клянусь душой попрекающей! (75:2)
Лаввам означает обвинять и упрекать себя. Это нафс, который приводит человека к совершению греха, но потом обвиняет себя и чувствует виноватым. Это чувство вины растет, и человек оставляет эти грехи. Такой нафс заставляет человека чувствовать вину, стыд, раскаяние и сожаление после совершения греха, он хочет взять его обратно и желает никогда его не совершать. Они также могут совершить намерение больше никогда не совершать подобного. Так происходит борьба со своим нафсом, исход которой может быть разным.
- Нафс аль-мутма’ инна
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّةً
О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! (89:27-28)
Слово мутма’ ин имеет два смысла:
- Довольствующийся хукмом Аллаха Всевышнего. Довольство волей Всевышнего делает таких людей счастливыми. Такие люди делают то, что делает их счастливыми, потому что этот человек воспитывает себя таким образом, что единственная вещь, в которой он обретает утешение – это довольство тем, что довольствуется и доволен Всевышний. Так, душевное спокойствие состоит в довольстве Всевышнего;
- Нафс, который обрел спокойствие. Нафс человека обретает свободу, так как он не только воздерживается от греха, он больше не желает его совершения. Теперь нафс имеет желания, но только благие. Такая душа желает только то, что Всевышний предписал благими и прекращает желать того, что Аллах сделал запретным.
Сайда Хайат
Читайте также:
-
Двенадцать испытаний для тех, кто устраняется от намаза
Во время миграджа (чудесного вознесения на небеса) Пророку (с.а.в.) были показаны рай и преисподняя. После этого он сросил у Аллаха Тагаля: «Каким образом можно уберечь мою умму от ада и что нужно для этого делать?»
-
Почему зеленый цвет особенно любим мусульманами?
Однажды мне был задан вопрос: почему знамя Ислама зеленое? Я ответил, что зеленый цвет – это цвет жизни. На самом деле, известно, что ислам ассоциируется с зеленым цветом, несмотря на то, что национальные флаги арабских и традиционно мусульманских государств, например Ирана, несут на себе не только зеленый цвет. На флагах мы видим и черный, и красный, и белый цвета. Но то - флаги национальных государств. А цвет Ислама, все-таки,зеленый, а не какой-то еще
-
Пророк в рыбьем чреве
Имя пророка Йунуса (а.с.) упоминается в Коране в шести местах. В приведенных в начале темы аятах кратко повествуется о свалившихся на его голову бедах, когда он покинул страну, рассердившись на свой народ за неверие.
Всевышний Аллах направил Йунуса (а.с.) пророком в город Ниневию, который располагался в нынешней Иракской провинции Мосул.
-
Разрешает ли ислам инъекции ботокса?
Инъекция ботокса временно блокирует нервный импульс, передаваемый от нерва к мышцам лица, и таким образом, функциональность мышц лица сокращается. После того, как та или иная мышца лица перестала сокращаться, утратив свою функциональность, морщины начинают уменьшаться или вовсе исчезают. Эстетические операции, которые совершаются с целью улучшения своей внешности, являются...
-
Есть ли какая-то связь между молниями, громом и ангелами?
По преданию от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах, на вопрос иудеев, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил так:
-
Почему Всевышний забирает некоторых людей так рано?
Почему Всевышний Аллах лишает жизни молодых, нельзя ли чтобы они прожили долгую жизнь?
-
Какую опасность несет в себе невыполнение намаза?
Человек, пренебрегающий намазом, будет подвергнут множеству наказаний и бедствий: его жизнь будет лишена блага и будет бесполезной. Жизнь такого человека пройдет в различных болезнях, унижении и насмешках. Такой человек будет лишен уважения и будет постоянно сталкиваться с различными проблемами и трудностями. Человек, который постоянно совершает намаз, помимо врожденной красоты, приобретает дополнительную красоту.
-
Почему мусульмане носят бороду и не носят усы?
Что касается внешнего вида мужчин, много вопросов возникает о растительности на лице, а именно о бороде и усах. Является ли ношение бороды обязательным? Есть ли определенные установления относительно её длины? Что ислам говорит об отращивании усов?