В шариате существует множество предписаний, связанных с продуктами питания. В центре этих предписаний находится вопрос дозволенности, ведь в исламе дозволено все, что не запрещено.
Значит, чтобы человеку разобраться с тем, что ему есть можно, а что нельзя, достаточно изучить запреты, и, учитывая их, спокойно употреблять в пищу всё, что дозволено.
Есть несколько видов запрещенных продуктов: мертвечина, пролитая кровь, свинья (вся полностью харам и наджас), мясо животных, зарезанных не ради Аллаха, мясо, животных убитых или зарезанных не по канонам ислама, мясо хищников и морепродукты, кроме рыбы. Кроме того, есть ряд животных, относительно запретности которых говорили имамы ханафитского мазхаба. Однако некоторые из этих животных считаются дозволенными в других мазхабах.
Принципы питания мусульман согласно школе имама Абу Ханифы были четко изложены в классических трудах ханафитских ученых. В этих книгах имамы выделили ряд исключений, которые полезно будет знать каждому.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море, – разрешено для употребления в пищу» (Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи).
Ханафиты считают, что упоминаемая «мертвечина» в хадисе относится только к рыбе, остальных морских животных употреблять в пищу макрух, то есть не рекомендуется. Рыба является исключением по той причине, что ее разрешается есть без заклания, как и саранчу, относительно дозволенности которой приводятся различные достоверные хадисы.
В одном из них сподвижник по имени Ибн Абу Ауфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я участвовал в восьми сражениях вместе с Пророком, во время которых мы ели саранчу» (ат-Тирмизи).
Мертвечину нельзя употреблять в пищу, однако разрешено использовать их кожу, кости и волосы (шерсть).
Однажды вольноотпущеннику Маймуны (да будет доволен ею Аллах) подарили овцу, которая вскоре умерла. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидев труп овцы, спросил: «Почему вы не взяли ее шкуру, которую могли бы выдубить и использовать?» Люди ответили: «Она же мертва!» Тогда посланник Всевышнего сказал: «Запретно только употребление ее мяса в пищу» (Муслим).
Данное исключение не касается свиньи, ведь вся она является запретной и нечистой (наджас).
Относительно дозволенности кожи и шкуры мертвечины имам ат-Тахави (да помилует его Аллах) говорил: «Шкура мертвечины является дозволенной по причине ее использования в качестве одежды. Если шкура дубленая и стала полезной вещью, то она дозволена. Доказательством этого является тот факт, что когда сподвижники принимали религию Аллаха, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не велел им избавляться от их сандалий, кожаных носков и других кожаных изделий, которые были изготовлены еще в доисламский период из мертвечины или кожи животных, зарезанных не ради Аллаха» («Шарх ма'ани аль-асар»).
При необходимости (дарурат) шариат разрешает употребление в пищу запретных продуктов.
К случаям необходимости относятся голод, причем ученые ханафитского мазхаба по-разному определяли время голодания, после которого разрешено есть запретную пищу. Более верное мнение гласит, что можно есть такую пищу после 24 часов голодания, если у человека нет ничего другого.
Согласно мнению имама Малика, голодающий человек может есть запретную пищу досыта и даже брать из нее на запас. Однако другие имамы говорили, что при необходимости человеку разрешено есть из запретной пищи лишь столько, сколько требуется для поддержания жизненных сил.
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», Хайретдин Караман