Наставление пятницы: «Если вы подчинитесь им, то, без сомнения, станете язычниками»

وَلاَ تَأْكُلُواْ مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللّهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ لَفِسْقٌ وَإِنَّ الشَّيَاطِينَ لَيُوحُونَ إِلَى أَوْلِيَآئِهِمْ لِيُجَادِلُوكُمْ وَإِنْ أَطَعْتُمُوهُمْ إِنَّكُمْ لَمُشْرِكُونَ)

«И не ешьте (мясо) того (животного), над которым не было произнесено имя Аллаха (при заклании), ибо это (употреблять в пищу такое мясо) – нечестие. И, поистине, шайтаны внушают своим друзьям (язычникам), чтобы они спорили с вами (утверждая, что мертвечина дозволена). Если вы подчинитесь им (и будете считать запретное дозволенным), то, без сомнения, станете язычниками (как они)».

1) В риваяте, переданном от Икримы сообщается, что некоторые многобожники придя к посланнику Аллаха ﷺ сказали: «О, Мухаммад! Сообщи-ка нам, когда умирает овца, то кто ее убивает?».

Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Ее убил Аллах». Многобожники сказали: «Ты и твои товарищи считаете халялем то, что убили вы сами. Вы считаете халялем то, что убили для вас собаки и соколы. Но то, что убил аллах вы считаете харамом. Разве не так?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 154; Табери, Джамиуль-Байан, 8/13).

Это интересно: Как харамная пища ведет к деградации личности

В другом риваяте, переданном от Икримы. Сообщается, что задать подобный вопрос мусульманам, многобожников надоумили их некоторые друзья из жителей Ирана. В следствии этих вопросов, в голове у некоторых мусульман возникли сомнения, и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 154).

В риваяте, переданном Таберани от Ибн Аббаса, этот случай описывается следующим образом: когда был ниспослан аят «И не ешьте (мясо) того (животного), над которым не было произнесено имя Аллаха (при заклании)...», иранцы направили курайшитам следующее сообщение: «Поспорьте с Мухаммадом и скажите ему: «То, что ты режешь собственной рукой становится халялем, а то, что режет Аллах золотым мечом (подрузумевая животных умерших своей смертью), по твоему становится харамом?». И тогда был ниспослан аят: «И, поистине, шайтаны внушают своим друзьям (язычникам), чтобы они спорили с вами (утверждая, что мертвечина дозволена). Если вы подчинитесь им (и будете считать запретное дозволенным), то, без сомнения, станете язычниками (как они)».

Здесь под шайтанами подразумеваются иранцы, а их друзьями являются многобожники курайшиты, которым иранцы дали материал для споров с посланником Аллаха ﷺ (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/321).

В риваяте, переданном Джурайджем от Икримы, эта история рассказывается следующим образом: многобожники из числа курайшитов вели активную переписку с иранцами, направленную против византийцев.

В одном из этих писем иранцы написали курайшитам: «Мухаммад и его последователи думают, что следуют повелениям Аллаха. Тогда как они не едят то, что Аллах зарезал золотым мечом (то есть животных умерших своей смертью), но при этом едят то, что зарезали собственными руками».

Многобожники же в свою очередь написали это сахабам посланника Аллаха ﷺ, у некоторых из которых по данному вопросу возникли сомнения.

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «...ибо это (употреблять в пищу такое мясо) – нечестие. И, поистине, шайтаны внушают своим друзьям (язычникам), чтобы они спорили с вами (утверждая, что мертвечина дозволена). 

Если вы подчинитесь им (и будете считать запретное дозволенным), то, без сомнения, станете язычниками (как они)», а также аят: «Они внушали друг другу красивые слова обмана» (аль-Ан`ам 6/112) Абу Давуд, Адахи, 13, хадис №: 2819.

2) В риваяте, переданном от Ибн Аббаса сообщается, что однажды иудеи пришли к посланнику Аллаха ﷺ и спросили: «Почему то, что вы убиваете собственными руками, вы едите, а то, что убивает Аллах, не едите?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.

Читайте также: Продукты питания: харам и халяль

Однако в адрес данного риваята, приведенного Абу Давудом, было высказано несколько возражений:

а) Иудеи точно так же, как и мусульмане, не едят мяса животного, над которым не было произнесено имя Аллаха. Более того, в данном вопросе они проявляют еще большую щепетильность чем мусульмане, считая забывчивость непростительной. Поэтому зачем им приходить к посланнику Аллаха ﷺ и спорить с ним на эту тему?

б) Существует единодушное мнение, что сура аль-Ан`ам была ниспослана в Мекке. А как известно в Мекке посланник Аллаха ﷺ не вступал ни в какие споры с иудеями.

Во время мекканского периода пророчества если иудеи и могли принимать какое-то участие в противостоянии посланнику Аллаха ﷺ то лишь косвенное, например, давая мекканским многобожникам идеи или материал для их споров с посланником Аллаха ﷺ.

Это важно: Почему мусульманин должен питаться только халяльной едой?

В этом случае даже если допустить, что за подобным вопросом стояли иудеи, все равно спрашивали об этом многобожники.

в) Обоснованная критика данного риваята подкрепляется другими риваятами, в которых не упоминается ни о каких идудеях, а говорится «группа людей пришла к посланнику Аллаха» или «группа многобожников пришла к посланнику Аллаха» (Абу Давуд, Адахи, 13, хадис №: 2818; Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 6/6, хадис №: 3069; Ибн Маджа, Адахи, 4, хадис №: 3173).

3) Хотя от Ибн Аббаса было так же было передано мнение о том, что эту идею для спора с посланником Аллаха ﷺ многобожникам подбросил Иблис или шайтан из числа джиннов (Табери, Джамиуль-Байан, 8/13), однако вне зависимости от того, кому именно принадлежала эта идея, озвучили эту идею в виде вопроса именно мекканские многобожники, и данный аят был ниспослан в связи с тем, что они придя к посланнику Аллаха ﷺ сказали: «В то время как то, что мы убиваем собственными руками, считается халялем, почему харамом должно считаться то, что убил Аллах?!». 

«Асбабун-Нузуль»

Фото: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle