Целью жизни верующего является довольство его Творца - ведь если нами не будет доволен Тот, Кто нам даровал жизнь и все ее блага, это означает, что наша жизнь прошла впустую. Поэтому верующий человек должен всячески стремиться к тому, чтобы вести угодную Богу жизнь и удерживаться от всего запретного.
Есть хадисы, где подчеркивается, что есть определенные категории людей, которые будут особенно лишены милости Всевышнего в Судный день; Он не посмотрит на них «взглядом милости», не очистит их (то есть, не простит им грехи) и не заговорит с ними.
Если какой-то человек не хочет смотреть на нас и говорить с нами в этой жизни, мы понимаем, что это означает крайнюю степень неприязни и недовольства. Так что говорить о будущей жизни – как страшно оказаться на месте тех людей, на которых Всевышний не взглянет, это будет означать полное лишение всех Его милостей.
Итак, что же это за люди, которым не будет оказано милости в будущей жизни?
Есть несколько пророческих сообщений на эту тему:
«Есть три человека, на которых Аллах Тааля не посмотрит взглядом милости в Судный день»:
тот, кто ослушивается своих родителей;
тот, кто пристрастился к вину (или иным одурманивающим веществам),
и тот, кто дает милостыню беднякам, а затем напоминает им о своих благодеяниях» (Хаким, Ахмад, Насаи).
Пророк (мир ему) сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание!» Его спросили: «Кто же это, о, Посланник Аллаха?» Он сказал:
«Опускающий (края одежды до земли из гордости),
попрекающий (своими благодеяниями людей)
и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв» (Муслим).
«Абу Бакр сказал: «Посланник Аллаха, произнес: «Эти трое, с которыми не будет говорить Аллах в День Суда, не посмотрит на них, и не очистит их, и для них наказание мучительное:
человек, (живущий) при достатке воды в пустыне, удерживающий ее от путника;
человек, который, продавая (другому) человеку товар после предвечерней (молитвы), поклялся перед ним Аллахом, что взял его за столько и столько, после чего тот поверил ему, а это не так;
человек, который присягает правителю только ради ближней жизни, если он получает от него что-то, то остается предан (ему), а если тот не даст ему это (богатство, имущество), то он уже не соблюдает преданности (ему)» (Муслим).
«В День Суда Всевышний Аллах не заговорит с тремя, не очистит их и не посмотрит на них. Такими окажутся:
блудливый старец,
правитель, являющийся отъявленным лжецом,
и горделивый бедняк»(Муслим).
Если собрать все эти сообщения воедино, то окажется, что Всевышнему особенно неприятны люди со следующими недостатками:
1. Гордецы.
В одном хадисе, который мы привели, говорится о человеке, который специально носит удлиненную одежду (в свое время это было признаком особой гордости). В наше время это будут люди, которые выставляют напоказ фирменные этикетки на дорогих вещах или разъезжают по улицам на больших дорогих машинах на зависть окружающим.
В другом хадисе говорится о горделивом бедняке – человеке, который находится в тяжелом материальном положении, но при этом смотрит на других людей свысока. Быть гордым в таком положении будет особенно глупо и порицаемо.
Гордость и чувство собственного достоинства – в чем разница? >>
2. Лживые люди.
Особенного порицания удостоятся лживые торговцы, ведь торговля – это занятие, где очень сложно удержаться от лжи. Недаром есть сообщение, где сказано, что праведный торговец будет рядом с пророками и мучениками за веру в будущей жизни.
В вышеприведенном хадисе говорится о торговце, который сначала назначает одну цену на товар, а когда покупатель приходит за ним, ему говорят, что товар стоит гораздо дороже. То есть, продавец намеренно вводит людей в заблуждение. К сожалению, такое случается и сейчас. Кому не знакома ситуация, когда на ценнике в магазине стояла одна цена, а при расчете на кассе оказывается, что товар стоит совсем иную цену.
В другом хадисе говорится о правителе-лжеце. Правитель – это человек, которого Всевышний поставил на особенное место и вверил ему ответственность за множество людей в государстве, которые ему доверяют свою судьбу. Так что ложь в его положении будет особенно отвратительна.
3 случая, когда ислам дозволяет ложь >>
3. Распутные люди.
В хадисе говорится о «блудливом старце». Распутство и разгульная жизнь более-менее понятна в молодости, когда у человека еще не хватает разума и жизненного опыта. Но если таким порокам предается человек пожилой, который должен был бы приобрести мудрость и понимание того, что хорошо и плохо, это особенно странно и неприятно. Старец должен подавать пример молодым в благих делах, а не соревноваться с ними в распутстве.
4. Непочтительные к своим родителям люди.
Есть известный хадис, где сказано, что довольство Аллаха в довольстве родителей, а гнев Аллаха - в гневе родителей. Быть непочтительным к старшим людям очень плохо, а вдвойне порицаемо, если человек проявляет непочтение и непослушание к людям, которые ему дали жизнь, растили его, отказывая себе во всем, не жалея сил и времени.
Дуа, которую должен читать каждый ребенок за своих родителей >>
5. Корыстные и расчетливые.
Жадный человек всегда вызывает отвращение у других людей, но особенно неприятен тот, кто отказывает человеку в беде, в крайней нужде. В хадисе говорится о корыстолюбце, который отказывает жаждущему в глотке воды. Такой человек, воистину, находится под гневом Всевышнего.
В другом хадисе сказано о человеке, который служит правителю, только если ему хорошо платят. Если кто-то предложит ему лучшую цену, он, не задумываясь, предаст свою родину и свой народ ради выгоды.
6. Попрекающие бедняков своими благодеяниями.
Ихсан, искренность – это неотъемлемая часть всякого благого дела. Недаром в другом хадисе говорится, что человек, который давал милостыню втайне, будет в Судный день в тени, когда не будет иной тени.
Если же человек делает кому-то добро только для того, чтобы потом похвастаться своими добрыми делами, укорить бедняка за это («А помнишь, как я тебе помог, выручил тебя тогда-то? Ты теперь должен быть мне всю жизнь благодарен за это»), то значит, это было вовсе не благое, а показное, напускное деяние, за которое человек окажется в убытке.
7. Люди, предающиеся разнообразным вредным привычкам.
В хадисе говорится об употребляющих спиртные напитки, а также иные одурманивающие вещества (наркотики и им подобные). Цель употребления таких веществ – создать у себя ложное ощущение радости, искусственное хорошее настроение, одурманить свое сознание. Подобные вещи религия порицает, человек должен стараться быть радостным и счастливым искренне, а не под воздействием каких-то опьяняющих веществ, которые только разрушают его здоровье и вызывают привыкание и зависимость.
Итак, если человек стремится к довольству Создателя, он должен всемерно стремиться к приобретению благих качеств и к избавлению от порицаемых. В противном случае, Аллах не посмотрит на него «взглядом милости» в Судный день, то есть, лишит его Своей милости.
Анна Кобулова