«Тебе достаточно Аллаха...»
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ حَسْبُكَ اللّهُ وَمَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ (64)
«О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям достаточно Аллаха» (Аль-Анфаль, 64).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса сообщается, что он говорил: «В посланника Аллаха ﷺ уверовало тридцать девять человек: 33 мужчины и 6 женщин. Затем, Ислам принял Умар (р.а.), и число верующих достигло сорока. И тогда пришел Джибриль (а.с.) и принес аят «О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям достаточно Аллаха» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 165; Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 4/146).
Кушайри указывал на то, что хоть этот аят и был ниспослан в Медине, но посланник Аллаха ﷺ приказал записать его в Мединскую суру (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 8/29).
То, что данный аят был ниспослан в связи с принятием Умаром ибн Хаттабом Ислама, передается от Саида ибнуль-Мусаййеба и Саида ибнуль-Джубайра.
Однако этот аят, как и сура, частью которого он является, были ниспосланы в Медине, тогда как Умар (р.а.) принял Ислам в Мекке. Поэтому связь ниспослания этого аята с принятием Ислама Умаром, выглядит сомнительной (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/31).
Это возражение направлено и на текст риваята, переданного от Ибн Аббаса. В этом риваяте сообщается, что Умар (р.а.) стал сороковым принявшим Ислам. И именно эта версия получила наибольшее распространение среди обычных людей. Однако это не соответствует исторической действительности.
Поучительная история принятия ислама: «На западе и на востоке все боятся этого человека»
Прежде всего следует отметить, что Умар (р.а.) принял Ислам после переселения мусульман в Эфиопию. Ибн Исхак сообщает, что количество мусульман, переселившихся в Эфиопию, не считая маленьких детей и детей, которые родились уже в Эфиопии, составляло восемьдесят три человека.
Поэтому как может Умар (р.а.) быть сороковым принявшим Ислам? Кроме того, Кельби говорил, что данный аят был ниспослан в пустыне, перед битвой при Бадре (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 8/29).
И хотя внешний смысл аята охватывает и мухаджиров, и ансаров, однако по мнению Зухри этот аят был ниспослан в отношении ансаров (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/30).
Фото: elements.envato.com
Читайте также:
-
Как правильно совершать саджда ас-сахв (земной поклон для исправления ошибок в намазе)?
Во время совершения намаза я иногда допускаю ошибки, к примеру, забываю – какой ракаат я читаю или читаю другую Суру, вместо Аль-Фатихи. Я знаю, что в таких случаях нужно совершать саджда-сахв (земной поклон исправления забывчивости в намазе) после намаза. Не могли бы вы подробно рассказать – как нужно совершать это саджда, и в каких случаях? (Аноним)
-
Каковы правила поведения в мечети?
Вопрос:
Каковы правила поведения в мечети? Можно ли подобные правила повесить в мечети для всеобщего обозрения?
Ответ:
ذَكَرَ الْفَقِيهُ - رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى - فِي التَّنْبِيهِ حُرْمَةُ الْمَسْجِدِ خَمْسَةَ عَشَرَ أَوَّلُهَا أَنْ يُسَلِّمَ وَقْتَ الدُّخُولِ إذَا كَانَ الْقَوْمُ جُلُوسًا غَيْرَ مَشْغُولِينَ بِدَرْسٍ وَلَا بِذِكْرٍ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ أَحَدٌ أَوْ كَانُوا فِي الصَّلَاةِ فَيَقُولُ السَّلَامُ عَلَيْنَا مِنْ رَبِّنَا، وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ. وَالثَّانِي أَنْ يُصَلِّيَ رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يَجْلِسَ. وَالثَّالِثُ أَنْ لَا يَشْتَرِيَ وَلَا يَبِيعَ. وَالرَّابِعُ أَنْ لَا يَسُلَّ السَّيْفَ. وَالْخَامِسُ أَنْ لَا يَطْلُبَ الضَّالَّةَ فِيهِ. وَالسَّادِسُ أَنْ لَا يَرْفَعَ فِيهِ الصَّوْتَ مِنْ غَيْرِ ذِكْرِ اللَّهِ تَعَالَى. وَالسَّابِعُ أَنْ لَا يَتَكَلَّمَ فِيهِ مِنْ أَحَادِيثِ الدُّنْيَا. وَالثَّامِنُ أَنْ لَا يُخَطِّي رِقَابَ النَّاسِ. وَالتَّاسِعُ أَنْ لَا يُنَازِعَ فِي الْمَكَانِ. وَالْعَاشِرُ أَنْ لَا يُضَيِّقَ عَلَى أَحَدٍ فِي الصَّفِّ. وَالْحَادِيَ عَشَرَ أَنْ لَا يَمُرَّ بَيْنَ يَدَيْ الْمُصَلِّي.
وَالثَّانِي عَشَرَ أَنْ لَا يَبْزُقَ فِيهِ. وَالثَّالِثَ عَشَرَ أَنْ لَا يُفَرْقِعَ أَصَابِعَهُ فِيهِ. وَالرَّابِعَ عَشَرَ أَنْ يُنَزِّهَهُ عَنْ النَّجَاسَاتِ وَالصِّبْيَانِ وَالْمَجَانِينِ وَإِقَامَةِ الْحُدُودِ. وَالْخَامِسَ عَشَرَ أَنْ يُكْثِرَ فِيهِ ذِكْرَ اللَّهِ تَعَالَى، كَذَا فِي الْغَرَائِبِ.
Факих Абу Лейс Ас-Самарканди (да помилует его Аллах Та’аля) в книге «Танбихуль-Гафилин» упомянул, что в отношении мечети есть 15 уважительных действий:
-
Саади - жизнеописание и творчество поэта и мыслителя
Саади – персидский мыслитель, поэт и писатель, представитель практического суфизма (одного из основных направлений классической исламской философии). Его настоящее имя Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифадди.
-
Потрясающая экранизация суры Священного Корана
«Клянусь [говорит Господь миров] бегущими, тяжело дышащими [скакунами], высекающими [копытами, когда те ударяют о камень] искры и нападающими [неожиданно ранним] утром».
-
Добро порождает добро
Иногда собственные неудачи и блага людей, которые получают их с видимой стороны незаслуженно, побуждают некоторых к мыслям, что успех обусловлен уровнем наглости и хитрости человека, что нравственность – это изжиток прошлого, тормозящий преуспевание в мирской жизни.
-
Ангел, который был сотворен за две тысячи лет до Адама (мир ему)
Я видел ангела, самого громадного из увиденных мною ангелов. Его рост составлял тысячу раз тысячу лет пути. У того ангела имеется семьдесят тысяч голов. На каждой голове - по семьдесят тысяч лиц, на каждом лице - по семьдесят тысяч ртов.
-
9 признаков мудрого человека
Вам, наверняка приходилось слышать совет: старайся быть не только умным, но и быть мудрым. Люди часто задаются вопросом – какая разница между знанием и мудростью? Но если подумать, то окажется, что разница между этими двумя понятиями весьма существенна.
-
Друг за друга: будут ли друзья заступаться за нас в Судный день?
Верующие друзья, при жизни помогавшие друг другу в благих делах, будут вместе и в Раю. Что касается неверующих людей, то их дружба...