Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 65. Разъяснение того, что душа ведает о теле, а тело не ведает о душе, как осел [не ведает] об ‘Исе
[Аллах] создал человека из небытия,
Сотворил его для того, чтобы он умер.
Когда умрет, станет несведущим о себе,
Перейдет от состояния минерала к своей основе.
Поскольку минерал не ведает о себе,
Смерть его превращением является, о сынок!
У растения есть растительная душа (рух-и намиййа),
Если сгорит оно, то разве место ему в [адской] пропасти (хавиййа)?
Есть у животного другая душа,
Дабы давала она ему пищу.
Из минерала, растения и животного
Получается такого рода этот человек.
Душа человеческая превосходит те две (растительную и животную души – прим. ред.),
Ибо эта душа ищет Истинного (Хак).
Те все исчезнут, а у этой есть бессмертие,
Ибо тайной Аллаха и повелением Божьим она является.
Эта душа ведает о теле, несомненно,
Тело мертвое не ведает о той прелестнице (душе – прим. ред.).
Одно погибает, а то является хозяином.
Без духовного самосовершенствования (сулук) суфий
разве когда-нибудь путником духовным является?
Душа подобна суфию, а тело – ханаке
Или же скрылась она (душа – прим. ред.) [за ним], словно облако за тучей черной.
Хотя душа и тело вместе находятся,
Оба они друг с другом беседуют.
Если тело говорящим является, то говорит оно с душой.
Именно душа об этом тело расспрашивает.
Когда приходит смерть, расстаются они друг с другом.
Каждый [из них] быстро к основе своей отправляется.
Душа является основой и ведает о теле,
Тело является ответвлением, которое называешь ты туловищем.
Быстро закопай его в землю, будь свободен,
А затем, о сердце, к душе иди и радуйся.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.