«Человеку уготовано лишь то, в чем он усердствовал. Его усердие будет замечено. А затем он полностью получит за него воздаяние». (Сура «Наджм», аяты 39-41)
Все в мире подчиняется этому закону. Чтобы продолжить свое существование, любое создание должно находиться в постоянном действии, трудиться, проявлять усердие.
Ислам призывает своих последователей к добру, красоте, к исполнению добрых деяний, к честному труду. Наша религия старается оградить людей от проявлений лености, инертности, бездействия, вялости, отсталости, безразличия. Человек не должен жить, униженно прося милостыню, а в поте лица своего добывать себе пропитание. Ведь именно через труд пролегает путь к любому успеху. Если бы не было труда, человечество не могло бы прогрессировать, люди не могли бы в полной мере наслаждаться жизнью.
Только благодаря труду жизнь человека приобретает настоящую ценность. Он начинает больше ценить то, что заработано им самим. Даже свободное время он начинает оценивать по-другому. Воздаяние за свой труд и за свои старания человек получит и в этом мире, и в ахирате. Всевышний Аллах не любит тех своих рабов, которые ленивы и ничего не делают.
Мусульманин хорошо осознает, что ему никогда не проглотить кусочка хлеба более вкусного и халяльного, чем заработанный своим трудом, что этот мир является нивой для ахирата, и что он здесь посеет, то и пожнет там, что за все его дела будет воздано сполна, и поэтому старается жить, соответствуя такому осознанию. Каждый обязательно получит то, что он заслужил. Путь к достижению счастья в этом мире и блаженства в ахирате пролегает через усердие и труд в допустимой шариатом форме.
Коран поощряет труд ради благоустройства мира.
Пропитание и все блага не будут даны человеку просто так, без всякого усердия, а лишь в том случае, если он будет трудиться, затрачивая свою физическую и умственную энергию, часто проявляя самоотверженность. Жизнь за счет чужого труда не одобряется в нашей религии. Каждый человек, у которого есть силы работать, обязан трудиться в поте лица своего и проявлять усердие.
Наша религия повелевает человеку трудиться и зарабатывать дозволенными шариатом способами и считает леность одной из основных препятствий к спасению человека, а высшим человеческим наслаждением объявляет возможность увидеть результаты, плоды своего труда. Наш Пророк (мир ему) говорил: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, которую он заработал своими руками. Поистине, пророк Аллаха Дауд (а.с.) питался тем, что зарабатывал трудом своих рук» (Бухари, «Книга торговых сделок», 15).
Мы должны трудиться и для этого мира, и ради ахирата. Наша религия утверждает, что они взаимодополняют друг друга. Тем более что нельзя отделять земную жизнь от ахирата. Как наша душа неразрывно связана с нашим телом, точно так же между ахиратом и нашим миром имеется тесная взаимосвязь. Человек получит воздаяние за свой труд и свое усердие и в этом мире, и в ахирате. Каждый, у кого есть силы, должен трудиться, проявлять усердие.
В Коране содержится такое повеление: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Сура «Касас», 28:77). Наш Пророк (мир ему) также сказал: «Лучший из вас тот, кто не оставляет этот мир ради ахирата и не забывает ахират ради этого мира, а действует для них обоих одновременно. Ведь этот мир только средство для достижения ахирата. Будьте осторожны, не становитесь обузой для людей!» («Файзуль-Кадир шарх Джами ас-Сагир», хадис № 55794).
Коран не требует от человека отрекаться от жизни в этом мире и, порвав связи с реальносью, окончательно встать на путь аскетизма, отшельничества, полностью посвятить себя поклонению. Но также не хочет, чтобы все устремления человека были направлены на обеспечение своей жизни в этом мире, чтобы он трудился только ради мирского, желая лишь материальных благ.
Islam-Today