Памятник Марджани у озера Кабан. Казань Фото: Ислам-тудей
В эти дни мы отмечаем знаменательную дату – 207 лет со дня рождения великого татарского ученого и богослова Шихабуддина Марджани. Нынешнюю статью мы бы хотели посвятить связям Марджани с дагестанскими учеными.
Окончание Кавказской войны (1817–1864) и включение Дагестана в общую орбиту влияния Российской империи способствовало расширению религиозных контактов мусульман России. Между дагестанскими и татарскими учеными стали налаживаться особые связи.
Фото: Ислам-тудей
Ризаэддин Фахреддин в своем знаменитом «Асаре» отдельное внимание уделяет дагестанскому богослову и просветителю Абдуллатифу аль-Хуци (1857–1890), также известному как Абдулатип Гоцинский.
Он родился в 1857 году в аварском ауле Гоцо (Хуцо) и был старшим сыном Мухаммада Доного – наиба имама Шамиля, а в последующем офицера российской армии.
Фото: Ислам-тудей
С юных лет Абдуллатиф стремился к знаниям, и по сообщениям других дагестанских ученых, овладел всеми арабоязычными науками и шариатскими знаниями, которые в то время были доступны в землях Дагестана. Он получил знания у лучших учителей и алимов, а также смог изучить редчайшие книги.
В последующем Абдуллатиф аль-Хуци основал свое медресе в ауле Нижний Дженгутай, которое стало одним из лучших в Дагестане. Он получил большую известность в землях Дагестана как богослов, педагог и поэт.
В 1886 году Аль-Хуци обратился к военному губернатору Дагестанской области князю Николаю Чавчавадзе с просьбой совершить хадж в Мекку и встретиться с видными мусульманскими учеными. Однако получив отказ, он принимает решение ехать в Казань, чтобы познакомиться с Шихабуддином Марджани и получить от него иджазатнамэ.
В мечети «Аль-Марджани» начнет работу музейное пространство
Фото: Ислам-тудей
В июне 1886 года Аль-Хуци он прибыл в Казань с намерением встретиться с Марджани. Однако, когда вначале Марджани не удалось застать дома, Аль-Хуци написал следующие строки и велел передать их богослову:
О, Шихабуддин, о, светящаяся луна во мраке,
Мы прибыли в этот дом, чтобы увидеть тебя.
Если ты облагодетельствуешь нас встречей с тобой,
Мы насладимся твоей любезностью по отношению к пыли, что мы [из себя представляем].
Или же [если] ты прочтешь нашу просьбу [о встречи с тобой], наш господин,
Мы не вернемся [назад] опечаленными, лишенными [общения с тобой].
Наконец им удалось встретиться, чему Аль-Хуци был нескончаемо рад. Он некоторое время находился в медресе Марджани, проводил с ним долгие беседы, читал его труды и даже написал на эти сочинения рецензии в стихотворной форме.
Фото: Ислам-тудей
В один из дней Аль-Хуци стал очевидцем диспута между Шихабуддином Марджани и ученым муллой по имени Шах-Ахмад аль-Мамиши. Он посвятил этому отдельное стихотворение:
Мир Харуну, шейху шейхов,
Светочу наук Аллаха в землях Булгара,
Его сочинения подобны звездам на небосклоне,
Которые своим сиянием ведут по праведному пути сердца [людей].
Он – величественен, возвышается над учеными и является их господином!
Он – благолик, драгоценная жемчужина и ожерелье из золотых динаров!
Он – светоч праведного пути, яд для врагов и восходящая луна!
Он – море свежести, глава ученых, находящийся на недосягаемой [высоте]!
Шихаб, он занимает свое высокое место среди звезд!
Однако, его сияние возвышается над светом других.
Разве могут достигнуть сыновья [рода] аль-Мамиши его уровня?
Разве сравниться сравнится сияние солнца с тусклым светом луны?
Его труды – величественны, а сам он возвышается над современниками!
Поездка в Казань произвела на Абдуллатифа аль-Хуци большое впечатление. Он понял, насколько их регион отстал от передовой науки. Он также убедился в превосходстве многих ученых Казани, которые обладали современным уровнем мышления, благодаря знакомству с европейскими науками и новыми культурными достижениями.
«Набережная озера Кабан». Фото: Ислам-тудей
Взаимодействие с дагестанскими учеными, такими как Абдуллатиф аль-Хуци, иллюстрирует важность связей, которые способствовали распространению и развитию исламской науки и культуры. Аль-Хуци не только учился у Марджани, но и сам стал источником вдохновения для будущих поколений. Его медресе в Нижнем Дженгутай стало важным центром образования, в котором передавались знания о шариате, арабском языке и других науках, имеющих ключевое значение для мусульман Дагестана.
Память о Шихабуддине Марджани сохраняется в сердцах многих людей, которые продолжают изучать его труды и ценить его вклад в исламское богословие. Его идеи о необходимости обновления знаний и просвещения, о важности диалога между различными культурами и традициями остаются актуальными и сегодня.
В условиях современного мира, где часто происходит недопонимание и разобщение между народами, наследие Марджани может служить путеводной звездой, напоминая о том, что знания и мудрость способны объединять и обогащать.
Таким образом, 207 лет со дня рождения Шихабуддина Марджани – это не только повод для празднования, но и возможность для новых открытий и диалогов, которые могут привести к более глубокому пониманию друг друга и к построению мирного сосуществования.
Важно помнить, что истинное наследие ученого заключается не только в его трудах, но и в тех связях, которые он сумел установить между народами, и в той любви к знаниям, которую он вдохновил в сердцах своих последователей.
Город, объединивший Марджани, Тукая и Рамзи (Фото)
Могила Марджани на кладбище Ново-Татарской слободы. Фото: Ильнур Мифтахов / пресс-служба ДУМ РТ.
У ДУМ РТ есть традиция каждый год 16 января собираться у могилы богослова и делать дуа.
Всех желающих приглашают к 9.50 к главному входу на кладбище Ново-Татарской слободы по адресу: г. Казань, ул. Пригородная, 1.
Контактное лицо: Нияз хазрат Сабиров, тел.: +7 (905) 026-71-38.
В материале использованны источники:
1. Фәхреддин Ризаэддин. Асар. 3 һәм 4 томнар. – Казан: Рухият, 2010. – 648 б.
2. Шихалиев Ш.Ш., Каяев И.А. Научные и религиозные контакты мусульман Дагестана и Волго-Уральского региона во второй половине XIX века. – Махачкала, 2024. – 368 с.