«И когда читается Коран, то (внимательно) слушайте его и молчите, чтобы к вам проявили милость» (Аль-Араф, 204).
По поводу причины ниспослания этого аята. Существует несколько риваятов:
1. В риваяте, переданном от Абу Хурайры, сообщается, что во время совершения намазов сахабы разговаривали друг с другом. Когда же был ниспослан аят «И когда читается Коран, то (внимательно) слушайте его и молчите, чтобы к вам проявили милость», то тем самым им было приказано молчать во время совершения намаза [Табери, Джамиуль-Байан, 9/110].
2. В другом риваяте, также переданном от Абу Хурайры, говорится: «Во время намаза, стоя за посланником Аллаха (с.а.с.), сахабы повышали свои голоса. В связи с этим и был ниспослан этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 159].
Точно такое же сообщение было передано имамами мухаддисами и, в частности, имамом Байхаки в его «Сунане» от Абдуллаха ибн Мугаффаля [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/636].
Что касается повышения голоса сахабами, стоявшими во время намаза за посланником Аллаха (с.а.с.), то по данному вопросу существует множество различных риваятов.
В риваяте, переданном от Катады, сообщается, что человек, опоздавший на намаз, придя в мечеть, спрашивал у человека, находившегося в намазе: «Сколько ракаатов вы уже сделали?». В связи с этим и был ниспослан данный аят.
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что когда посланник Аллаха (с.а.с.) читал Коран в намазе, то сахабы тоже начинали читать Коран вслух, из-за чего голоса сливались. В связи с этим был ниспослан данный аят.
Актуально! Читайте также: Можно ли читать Коран лежа?
В риваяте, переданном от Зухри, сообщается, что сподвижником, который вместе с посланником Аллаха (с.а.с.) в намазе громким голосом читал Коран, был один юноша из числа ансаров. Этот юноша громким голосом повторял все, что читал посланник Аллаха (с.а.с.). В связи с этим и был ниспослан этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 159].
В другом риваяте, также переданном от Зухри, сообщается, что этот юноша не ограничивался повторением громким голосом только в намазе, но повторял все, что где-либо читал посланник Аллаха (с.а.с.) [Табери, Джамиуль-Байан, 9/110].
Исходя из этих риваятов, следует вывод, что данный аят должен был быть ниспослан в Медине.
3. Саид ибн Джубайр, Муджахид, Ата, Амр ибн Динар и еще целая группа алимов говорили, что данный аят был ниспослан в связи с необходимостью молчать и слушать имама во время пятничной проповеди [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 159].
Однако данный риваят указывает не столько на причину ниспослания этого аята, сколько на содержащийся в нем хукм (установление).
4. В риваяте, переданном Саидом ибнуль-Мусаййебом, сообщается, что когда посланник Аллаха (с.а.с.) совершал намаз, к нему приходили многобожники и говорили друг другу: «Не слушайте этот Коран и создавайте шум (чтобы помешать другим слушать его)». В связи с этим и был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/312].
Исходя из последнего риваята, данный аят должен был быть ниспослан в Мекке. Однако содержание этого аята, а также предыдущего и последующего аята указывает на то, что он был ниспослан в Медине.
Читайте также: Дозволена ли добыча, пойманная охотничьей собакой?