Фото: ESB Professional / shutterstock.com
Использование эфирного масла, расчесывание и намасливание волос является сунной. В хадисе сказано: «У кого есть волосы, пусть тот почтительно относится к ним» («Сунан» Абу Дауда, № 163; ат-Тахави «Шарх аль-Мушкиль», 3365; Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари», 1/368).
То есть, волосы надо содержать в чистоте, постоянно расчесывать и намасливать их, не оставляя грязными и растрепанными. В хадисе говорится: «Когда кто-то из вас намасливается, начинайте с бровей. Это избавит от головной боли» (Ибн Сунни «‘Амалюль-йаум валь-лейль», 175).
Наш Пророк ﷺ набирал в левую ладонь немного эфирного масла и натирал им усы, брови, бороду и волосы («Канз аль-уммаль», 7/124; Ибн Хиббан «Маджрухин», 1/245). Он ежедневно расчесывал свои волосы очень тщательно (Ат-Тирмизи, «аш-Шамаиль», 36). Когда наш Пророк ﷺ делал пробор в волосах для расчесывания, то читал суру «аль-Инширах».
Можно ли женщинам душиться при выходе из дома?
Красить волосы и бороду является сунной, что подтверждено и высказываниями и действиями нашего Пророка ﷺ.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры радыяллаху ‘анху, наш Пророк ﷺ говорил: «Иудеи и христиане не красят свои волосы, а вы действуйте напротив» («Сахих» аль-Бухари, Либас, 67; «Сахих» имама Муслима, Либас, 80; «Сунан» Абу Дауда, Тараджуль, 18; ан-Насаи, Зинат, 14; ат-Тирмизи, Либас, 20).
Ибн ‘Умар радыяллаху ‘анху говорил: «Наш Пророк ﷺ красил свою бороду версом (желтое травянистое растение с приятным запахом) и шафраном».
В «Маджма‘уль-фатава» сказано так: «Спорным является вопрос о том, красил или нет волосы и бороду наш Пророк ﷺ в своей жизни. Достоверно известно лишь то, что он не видел необходимости красить свою бороду. Также известно, что он покрывал волосы хной. Намазывание волос хной избавляет от жара в теле и от головной боли» (См.: «Сунан» Ибн Маджа, Тыбб, № 3502).
Фото: elements.envato.com/ fxquadro
Понятно, что он делал это именно с такой целью. В одном хадисе сказано: «Пользуйтесь краской. Ангелы радуются, когда му’мины пользуются краской» («Канз аль-уммаль», 6/667; Аджлуни «Кашфуль-хафа», 1/75).
В другом хадисе говорится: «Седые волосы лучше всего покроет хна и басма (зеленая краска)» («Сунан» Абу Дауда, № 4205; ат-Тирмизи, № 1753; «Сунан» Ибн Маджа, № 3622; ан-Насаи «Аль-Кубра», 9297).
Волосы, окрашенные хной, обретают красноватый цвет, а при окраске кетемом они становятся зеленоватыми. О дозволенности красить волосы и бороду этими двумя видами краски написано и у Хазаны. Если смешать эти две краски, то получится черный цвет. Красить же в черный цвет является запретным («Аль-Музхир»).
Достопочтенный Абу Бакр радыяллаху ‘анху иногда пользовался хной, иногда кетемо («Сахих» имама Муслима, № 2341; ат-Тирмизи, «аш-Шамаиль», 37). Волосы и бороду нельзя красить в черный цвет. В хадисе сказано: «Волосы и бороду красьте чем-нибудь, но избегайте черной краски» (Ан-Насаи, Зиннат, 15; «Сунан» Абу Дауда, Тараджуль, 18; «Сунан» Ибн Маджа, Либас, 33).
Почему мужчины-мусульмане должны делать обрезание?
Имам ан-Навави рахимахуллахи пишет: «Будь то мужчина или женщина, красить волосы в красный или желтый цвет является мустахабом, красить же в черный цвет является харамом».
В книге «аль-Мухит» сказано, что это не касается тех, кто участвует в сражениях с врагом. Для того, чтобы перед врагами выглядеть внушающими страх, им дозволено красить волосы и бороду в черный цвет. Красить же ради красоты является запретным. Имеется риваят о том, что досточтимые ‘Усман, Хасан и Хусейн радыяллаху ‘анхум красили свою бороду в черный цвет, чтобы выглядеть внушающими уважение («Шарх аль-Машарик»).
Фото: Diego Cervo / shutterstock.com
Хотя некоторые ученые-‘алимы и запрещали женам и наложницам краситься с целью стать более привлекательными, однако в этом нет ничего предосудительного. Абу Юсуф рахимахуллахи пишет: «Как мне нравится, когда моя жена наряжается передо мной, так и ей нравится, когда наряжаюсь я». Имеются предупреждения относительно покраски волос и бороды в черный цвет.
«Перед Концом света будут люди, которые станут красить свои волосы в такой же черный цвет, как голубиная грудка. Они не смогут даже почуять запах Рая» (Ан-Насаи, Зинат, 15; «Сунан» Абу Дауда, Тараджуль, 20; Ахмад ибн Ханбаль, 1/273 ).
Это предупреждение для тех, кто красит свои седые волосы и бороду в черный цвет. В хадисе сказано: «Этот черный цвет – краска обитателей Ада».
В другом хадисе говорится: «Окрашивание в черный цвет – это окрашивание неверных». Человеком, который первым покрасил свои седые волосы и бороду в черный цвет, был Фир‘аун (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»).
По книге «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»