Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 4. Восхваление повелителя правоверных ‘Умара б. Хаттаба (да будет доволен им Аллах!)
За Сиддиком (Абу Бакром – прим. ред.) следует тот эмир величественнейший,
Тот, что был ужаснее смерти.
В мусульманстве, в справедливости и религии
Был он весьма твердым и весьма избранным.
[…] Поскольку сделал [он это] из любви к Мустафе
(пророку Мухаммаду – прим. ред.), нет в этом ничего плохого.
Среди сподвижников не было подобного ему победителя,
Ибо с шариатом и кнутом прокладывал он путь.
[…] от страха перед тем душою чистым
Все будто бы умерли во [всем] мире.
Неверие благодаря ему пало вниз головою
С тех пор, как он в религию вступил.
Когда чтение [суры] «Та-Ха» достигло его слуха,
Очистило оно его, и стал он твердым в религии.
Был он солнцем в справедливости и правосудии,
Благодаря которому были даны религии победы.
Всякий раз, когда он горячился, Афлах (слуга ‘Умара – прим. ред.) говорил ему:
«[Помни] о смерти, о ‘Умар (аль-маут йа ‘Умар)!».
Тот повелитель подлинный таков был,
В щедрости был подобен источнику бурному.
Среди арабов не вырос больше такой человек,
Потому что поступал он согласно шариату, сурово и твердо.
Слышал ты, что проклятый Иблис
Всегда боялся ‘Умара, несомненно.
Неожиданно ударил кулаком и выбил ему глаз,
Ловко схватил и заарканил его.
Кто с Иблисом такое совершает,
Тот счастье и удачу себе в попутчики берет.
Что бы он ни сделал, делал он ради Аллаха,
Так что осталось имя его в мире.
В мусульманстве, подобно ему, почитаемым
Мало кто является благодаря посту и молитве.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017