Ат-тафсир аль-ишарий, или особый вид комментирования аятов Корана
Ат-тафсир аль-ишарий (التفسير الإشاري) – это вид комментирования аятов Корана, при котором к явному толкованию также дается дополнительное пояснение, которое можно согласовать с явным толкованием. Обычно такое комментирование происходит в соответствие с указаниями, улавливаемыми духовными наставниками.
По этой причине данный метод тафсира также называют суфийским тафсиром. Но мы предпочтем первое название (т.е. ат-тафсир аль-ишарий), т.к. в нём имеются указания на правила, которые обычно используются в методологии исламского права (усуль аль-фикх), как например "указание текста" (ишарату ан-нас).
Читайте также: Тафсир биль-маъсур, или толкование аятов другими аятами
Важным условием в данном виде тафсира является возможность согласовать с явным толкованием того или иного аята.
Данное условие ограничивает ат-тафсир аль-ишарий тем, что может содержать речь арабов, на основе которой был ниспослан Коран и следует его понимать в соответствии с их речью, также следует придерживаться основных явных смыслов, подразумеваемых из Речи Всевышнего Аллаха.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ат-тафсир аль-ишарий не является чем-то новым в раскрытии смыслов Корана, а напротив, он известен, и сподвижники пользовались им, не получая за это упреков.
Ярким примером данному виду тафсира служит случай, который произошел с Ибн ‘Аббасом. ‘Умар ибн аль-Хаттаб его сажал со сподвижниками, которые принимали участие в битве при Бадре, некоторым из них это не понравилось, и они спросили у ‘Умара:
"Почему ты приводишь этого мальчика, чтобы он сидел с нами, ведь у нас дети его возраста?", ‘Умар на это ответил: "Чтобы вы знали о его статусе (о его знаниях)".
И как передает имам аль-Бухари в своем Сахихе, в одном из таких собраний ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил юного Ибн ‘Аббаса:
"فَسَأَلَ عُمَرُ ابْنَ عَبَّاسٍ عَنْ هَذِهِ الآيَةِ: {إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللهِ وَالفَتْحُ} [النصر: 1]. فَقَالَ: أَجَلُ رَسُولِ اللهِ ﷺ"
"‘Умар спросил ибн ‘Аббаса об аяте [т.е. о его значении]: "Когда придет помощь Аллаха и победа" [сура "ан-Наср", 1 аят], на что он ответил: приближение времени ухода из этой жизни посланника Аллаха ﷺ" ("Сахих аль-Бухари", №4430).
Данный хадис является ярким примером к ат-тафсир аль-ишарий. "‘Улюм аль-Куръан аль-Карим" Нуруддина ‘Итра, 97-98 стр.
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин
Фото: elements.envato.com.
Читайте также:
-
Можно ли мусульманину быть донором спермы?
Назрел весьма деликатный вопрос, хотел бы у вас поинтересоваться. Мне очень важно знать, халяль это или харам. Дозволено ли выступать мусульманину в качестве донора семенной жидкости? Ответьте, пожалуйста, очень нужно. (Аноним)
-
Важные тонкости чтения Корана
• Если, идя по дороге, ты читаешь Коран по памяти, встретив мусульманина, нужно прерваться и поприветствовать его или же ответить на приветствие, а после этого, произнеся истиазу (اعوذ بالله من الشيطان الرجيم), продолжить чтение. Но, если ты читаешь Коран, сидя в мечети, и вдруг некто поприветствовал тебя, у тебя появляется два варианта:
1) Согласно мнению хазрата Абуль-Хасана аль-Вахиди, для человека, занятого чтением Книги Аллаха, более предпочтительно не отвечать на приветствие или ответить жестом.
-
Что ислам говорит о женских слабостях?
Как у мужчин, так и у женщин есть определенные слабости. Однако не следует забывать, что каждое творение Всевышнего по-своему прекрасно. Так же, как у каждой розы есть шипы, так и у любой красоты существуют побочные эффекты. Всевышний Создатель, зная о слабых сторонах мужчин и женщин, даровал каждому из них присущие только им особенности.
-
Кем была знаменитая царица Сююмбике?
Открывшаяся в Национальной художественной галерее «Хазинэ» выставка "Художники Татарстана: образ Сююмбике" позволит открыть для себя легендарный образ Сююмбике в новом ракурсе, увидеть ее глазами художников, на миг перенестись в Казанское ханство 1535-51 годов, «воочию» увидеть, как Иван Грозный пленял столицу, какими сильными и стойкими были казанские защитники и как красивы и утончены были их супруги.
-
Какое завещание оставил Зулькарнайн мусульманам?
Всевышний сказал Зулькарнайну: - Направляю тебя к иноязычным племенам, чтобы ты призвал их к прямому пути. Это четыре племени. Первое из них живет на востоке и называется Насик. Второе племя называется Менсек и проживает на западе. Третье племя, живущее на юге, называется Хавил. А племя Тава проживает на севере.
-
Можно ли предвидеть будущее во сне с точки зрения ислама?
Сны, пожалуй, являются одной из самых интересных загадок нашей жизни. Причем интерес к ним прослеживается уже с давних времен. Даже сами сподвижники интересовались этой темой, так как увиденные событие во сне спустя некоторое время сбывались в их реальной жизни. Пророк Мухаммад (мир ему) упоминал, что существует 3 вида снов: Рахмани (от Аллаха), Нафсани (от нафса) и Шайтани (от шайтана).
-
Правда ли, что пророк Нух (мир ему) призывал людей к вере почти десять веков?
Нух (алейхи салям) считается вторым отцом человечества. Он был послан в качестве пророка к порочному народу. Народ Нуха (алейхи салям) поклонялся идолам, был безнравственным и распутным.
-
Ислам и монголы: почему приняли ислам одни из самых грозных завоевателей в мире?
Кочевые воины, изощренное вооружение и жестокость – это то, чем запомнилась в истории Монгольская империя. Их репутация безжалостных истребителей, опустошавших мусульманские земли делает их последующее обращение в Ислам несколько неожиданным...