Справедливость – это заповедь Всевышнего

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ لِلّهِ شُهَدَاء بِالْقِسْطِ وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلاَّ تَعْدِلُواْ اعْدِلُواْ هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О, верующие! Будьте стойкими ради Аллаха (в соблюдении прав других людей) и свидетельствуйте справедливо (и беспристрастно). И пусть ненависть к (определенным) людям не толкает вас к несправедливости (по отношению к ним). Будьте справедливы (как с друзьями, так и с врагами), ведь это ближе к богобоязненности. Бойтесь (несоблюдения повелений и нарушения запретов) Аллаха, поистине, Аллах – Сведущий обо всем, что вы делаете (тайно или явно)» (Аль-Маида, 8).

1. В одном из риваятов сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении иудеев, спланировавших покушение на посланника Аллаха (с.а.с.).

От Абдуллаха ибн Кясира передаются два риваята.

В соответствии с первым из них, данный аят был ниспослан в отношении иудеев Хайбара. В соответствии со вторым – в отношении иудеев из племени Бану Надир, к которым посланник Аллаха (с.а.с.) отправился за помощью в деле выплаты компенсации за убийство, в соответствии с заключенным соглашением, и которые хотели убить посланника Аллаха (с.а.с.) [Табери, Джамиуль-Байан, 6/91].

Однако между этими риваятами нет противоречий, так как в обоих случаях оппонентами мусульман, к которым данный аят требует проявлять справедливость, являются иудеи.

2. Фахруддин ар-Разы говорит о том, что существует второе мнение, в соответствии с которым данный аят был ниспослан в отношении курайшитов, которые воспрепятствовали мусульманам посетить Заповедную мечеть.

Однако он не упомянул, кому конкретно принадлежит это мнение [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 11/180]. В указанную Фахруддином ар-Разы причину ниспослания этого аята некоторую ясность вносит риваят, переданный от Хасана аль-Басри.

В нем говорится: «Курайшиты отправили одного человека, чтобы он убил посланника Аллаха (с.а.с.). Однако Аллах Всевышний предупредил своего посланника, ниспослав этот и последующий аяты» [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/134].

3. Имам Суюти упоминает о том, что причиной ниспослания данного аята является случай, упоминаемый в риваяте Зейда ибн Асляма. В этом риваяте говорится: когда многобожники не пустили посланника Аллаха (с.а.с.) и сахабов в Мекку, принудив их заключить мирный договор и вернуться в Медину, то в это время к этому месту прибыла группа многобожников, направлявшихся в Мекку для совершения умры.

И тогда сахабы решили на них выместить свою боль от невозможности войти в Мекку и совершить умру, говоря: «Сегодня мекканские многобожники помешали нам посетить Заповедную мечеть, давайте и мы не пустим этих многобожников к Каабе».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/134]. Исходя из этого риваята, данный аят был ниспослан в конце шестого года хиджры (в месяц Зулькада) во время заключения мирного договора в Худайбиййе.

(Фото: shutterstock.com).

Что Всевышний говорит о Торе, Евангелии и Псалтыре?
Тора, Евангелие, Псалтырь были посланы Всевышним, однако люди для личной выгоды со временем внесли в Писания свои изменения. Что же говорит об этом Аллах в Коране?
01.10.2021
6440
Социальные комментарии Cackle