«О, верующие! Будьте стойкими ради Аллаха (в соблюдении прав других людей) и свидетельствуйте справедливо (и беспристрастно). И пусть ненависть к (определенным) людям не толкает вас к несправедливости (по отношению к ним). Будьте справедливы (как с друзьями, так и с врагами), ведь это ближе к богобоязненности. Бойтесь (несоблюдения повелений и нарушения запретов) Аллаха, поистине, Аллах – Сведущий обо всем, что вы делаете (тайно или явно)» (Аль-Маида, 8).
1. В одном из риваятов сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении иудеев, спланировавших покушение на посланника Аллаха (с.а.с.).
От Абдуллаха ибн Кясира передаются два риваята.
В соответствии с первым из них, данный аят был ниспослан в отношении иудеев Хайбара. В соответствии со вторым – в отношении иудеев из племени Бану Надир, к которым посланник Аллаха (с.а.с.) отправился за помощью в деле выплаты компенсации за убийство, в соответствии с заключенным соглашением, и которые хотели убить посланника Аллаха (с.а.с.) [Табери, Джамиуль-Байан, 6/91].
Однако между этими риваятами нет противоречий, так как в обоих случаях оппонентами мусульман, к которым данный аят требует проявлять справедливость, являются иудеи.
2. Фахруддин ар-Разы говорит о том, что существует второе мнение, в соответствии с которым данный аят был ниспослан в отношении курайшитов, которые воспрепятствовали мусульманам посетить Заповедную мечеть.
Однако он не упомянул, кому конкретно принадлежит это мнение [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 11/180]. В указанную Фахруддином ар-Разы причину ниспослания этого аята некоторую ясность вносит риваят, переданный от Хасана аль-Басри.
В нем говорится: «Курайшиты отправили одного человека, чтобы он убил посланника Аллаха (с.а.с.). Однако Аллах Всевышний предупредил своего посланника, ниспослав этот и последующий аяты» [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/134].
3. Имам Суюти упоминает о том, что причиной ниспослания данного аята является случай, упоминаемый в риваяте Зейда ибн Асляма. В этом риваяте говорится: когда многобожники не пустили посланника Аллаха (с.а.с.) и сахабов в Мекку, принудив их заключить мирный договор и вернуться в Медину, то в это время к этому месту прибыла группа многобожников, направлявшихся в Мекку для совершения умры.
И тогда сахабы решили на них выместить свою боль от невозможности войти в Мекку и совершить умру, говоря: «Сегодня мекканские многобожники помешали нам посетить Заповедную мечеть, давайте и мы не пустим этих многобожников к Каабе».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/134]. Исходя из этого риваята, данный аят был ниспослан в конце шестого года хиджры (в месяц Зулькада) во время заключения мирного договора в Худайбиййе.
(Фото: shutterstock.com).