Появившееся в сердце искреннее и доброе намерение может принести человеку саваб как за совершение Хаджа, Умры, благотворительных пожертвований, даже если он не будет в силах этого сделать. Так может получиться в том случае, если его намерение действительно было искренним, и если он живет праведной жизнью.
Человек может всё свое время проводить в ибадате. Еда, сон, близость с женой – всё это при желании можно превратить в обряды поклонения, поскольку дела зависят от намерений. Если человек ест с целью совершить ещё больше ибадатов, если он спит, чтобы отдохнуть и, проснувшись, ещё энергичнее поклоняться Всевышнему, если совершает близость с женой не только ради удовлетворения сексуальных потребностей, а с намерением избежать запретных отношений и с желанием заиметь праведных детей, если он кормит себя и семью дозволенным (халяль) трудом...
Не пропустите: История о том, как с милостью Аллаха спиртное превратилось в уксус
Вот таким образом, благодаря намерению, все эти дела превращаются в акты поклонения. Вследствие этого, человек получит больше савабов, в Судный день на весах добрые дела в книге его деяний окажутся более весомыми.
Наш Пророк ﷺ сказал: «В Судный день раб будет приведен и представлен, имея савабы величиной с гору. Потом глашатай возгласит: «Кому задолжал этот человек, пусть тот явится и заберёт».
Люди станут приходить по одному и забирать савабы того человека. И у него на руках ничего не останется. И он будет стоять в задумчивости, удивленный и огорченный.
Господь скажет этому рабу: «У Меня есть такая сокровищница, о которой не знают даже ангелы».
«Йа Рабби! Что это за сокровищница?» – спросит раб.
Аллах скажет: «Это твои намерения с пожеланием всего доброго и благого. Я велел ангелам записать их в семидесятикратном размере».
Так Он обрадует Своего раба».
Главные отличия умры от хаджа: разбираемся в деталях (Фото)
Наш Пророк ﷺ говорил: «Если человек, присутствуя при совершении греха, при этом будет считать этот поступок мерзким, то он словно бы там и не присутствовал».
Здесь имеется в виду, что этот человек мог оказаться на месте совершения греха случайно или же по необходимости. В противном случае, запрещено намеренно, заранее об этом зная, приходить к месту совершения греха и наблюдать за этим.
Намерения очень важны, по ним определяется положение человека. В Судный день людей будут судить и накажут из-за их намерений. Но наказание из-за намерений будет не везде, а в нескольких особых случаях. Здесь об этом сказано лишь для показа важности намерения.
Повествуется, что однажды один голодный человек проходил через открытую песчаную местность. Он говорил сам себе: «Если бы эти пески были съедобны, то я раздал бы их нуждающимся». Аллах обратился к пророку тех времен и той местности: «Скажи такому-то Моему рабу, что Мне понравилось его намерение относительно песков. Я принял его садака и воздал ему савабов по числу тех песчинок».
Салим ибн ‘Абдуллах (р.а.) написал ‘Умару ибн ‘Абдуль‘азизу (р.а.) такое письмо: «Помощь Аллаха Своему рабу будет в соответствии с его намерениями. Кто совершает ният как следует, тому и помощь Аллаха будет полной. Если ният будет недостаточен, то и помощи будет меньше настолько же».
Абу Хурайра (р.а.) говорил, что в Судный день люди будут собраны соответственно их намерениям.
Наш Пророк ﷺ сказал: «Кто надушится приятными благовониями ради Аллаха, тот в Судный день предстанет с ароматом прекраснее мускуса. Кто надушится приятными благовониями ради кого-то другого, кроме Аллаха, тот в Судный день предстанет с вонью, противнее трупного запаха».
Какова степень достоинства намерения, таковы же и савабы и грехи. Дело может быть и малым, но из-за искреннего намерения воздаяние за него может быть увеличено. А может случиться и наоборот. Благодаря своим намерениям, люди могут противостоять животным инстинктам. Вследствие этого, акты поклонения отличаются от привычек, полезные дела отличаются от ненужных поступков.
В «Канз аль-абрар»е говорится, что любой совершаемый поступок нуждается в четырех вещах:
Фото: elements.envato.com.