Люди, приходя в этот мир, прельщаются его красотой, и каждый желает получить в нём лучшее из материальных и не материальных благ: высокое положение, богатство, красоту, наслаждение вкусной пищей и прочее.
Аллах так же указывает на эту истину, говоря:
«Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения» (Хадид, 20).
Хотя человек в основном осязает этот мир физически и тесно связывает его исключительно с материальностью, на самом деле мирское подчиняется духовным законам бытия – воле Всевышнего Создателя. Поэтому тот, кто по-настоящему желает подчинить себе этот мир, а не быть самому его рабом, должен обладать знаниями духовного характера так же, как психолог обладает знаниями по влиянию на человека.
Это интересно! Подробнее: Суть исламского тренинга: чем опасно для мусульман увлечение психологией?
Посланник Аллаха ﷺ проходил мимо мертвой овцы и спросил своих сподвижников: «Вы видите, как небрежно обошлись хозяева с этой овцой?»
Ему ответили: «Конечно, даже бросили её тут».
Тогда он сказал им: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Мирская жизнь значит для Аллаха ещё меньше, чем труп овцы для своих хозяев. И если бы она обладала ценностью перед Аллахом хотя бы с комариное крыло, то Он бы не дал испить неверующему из неё и глотка воды!» (Ахмад, Муслим).
Богатство дуньи состоит из таких примитивных вещей, как камни, доски, земля, металл, из которых люди строят дворцы, собирают автомобили, а потом кичатся этим друг перед другом до тех пор, пока не разрушится оно, как карточный домик от пожара, наводнений, землетрясений, других причин или от обречённости на превращение в руины.
Сегодня можно наблюдать, как брезгливо выбрасываются новым поколением вещи с прошлой эпохи, принадлежавшие их предкам. Мебель и вещи, которые тогда служили предметом светской роскоши и похвальбы, покупались ими, благодаря огромным жертвам: жизнью, здоровьем (работая не покладая рук), вниманием своим детям. Теперь же, всё это действительно стало похожим на труп овцы из вышеприведённого хадиса…
То же самое произойдёт и с тем, что с трудом копит нынешнее поколение. Словно круговорот какого-то проклятия, о котором сказано пророком:
«Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося у него» (Тирмизи, 2322; Ибн Маджа, 4112).
Это актуально! Читайте такжеВлияние исрафа на нафс:
Люди, устремляющиеся сердцем к дунье, впадают в такое положение, что становятся вынуждены жертвовать своей жизнью ради неё.
С утра до ночи и каждый день «вымаливая» её благ, в готовности отдать взамен даже нравственные ценности, теряя благородное обличие. Она же не даёт им вовремя увидеть ни её истинного лица, ни своего рабского положения:
«Однажды Посланник Аллаха ﷺ вышел к своим сподвижникам и сказал: «Кто-нибудь из вас хочет, чтобы Аллах избавил его от слепоты и вернул ему его зрение? Сердце стремящегося к благам мирской жизни и возлагающего на нее большие и долгосрочные надежды Аллах ослепит по мере его привязанности к ней. А отрекшемуся от неё и не возлагающему на неё надежд Аллах даст знания без обучения (духовные) и руководство.
Поистине, после вас придут люди, которые смогут владеть имуществом и удерживать его только убийствами и жестокостью, богатством – посредством похвальбы и скупости, любовью – лишь через потакание своим желаниям. И тот, кто доживет до того времени, но будет терпеливо переносить бедность, имея возможность быть богатым, стойко переносить ненависть, будучи способным заслужить любовь (через лесть, например), терпеть унижение, будучи способным достичь величия – всем этим стремясь лишь к Лику Всевышнего Аллаха, получит награду, равную награде пятидесяти праведников!» (Аль-Хасан).
После всего сказанного уже ясно, что мирское не заслуживает того, чтобы ему прислуживал человек, выпрашивая себе хоть какую-то долю. Хозяином и истинным знатоком сущности дуньи является Всемогущий Аллах Азза ва Джалля. Поэтому служить следует Ему и, поступая согласно Его наставлениям, станет возможным обрести и этот мир, и ахират (вечный).
А Господь говорит:
«О, сын Адама! Знай, что богатым будет тот, кто проявляет довольство! (…) Тот, кто доволен малым из того, чем наделён, может рассчитывать на то, что у Аллаха. (…) О, сын Адама! Ты не делаешь то, что знаешь, так как же ты можешь просить дополнительные знания? (…) Ведь Аллах внушил мирскому: «О, дунья! Не открывайся тому, кто падок до тебя, и ищи того, кто аскетичен. Используй падкого на тебя и служи аскетичному!» (Из книги «Аль-Итхафатус-Сания филь-Ахадис аль-Кудсия»)
Как ещё сказал Абу Тураб ан-Нахшаби (р.а.): «Мирская жизнь подобна тени: если побежишь за ней, никогда не поймаешь. А если отвернёшься от неё, она сама последует за тобой».
Человеку, привыкшему видеть мир только с материальной стороны, сложно поверить, что мирское способно устремляться к тому, кто не желает его.
Ему кажется, что достичь богатства возможно только прилагая колоссальные усилия и жертвуя многим на этом пути. Такое убеждение предполагает зависимость всего только от человека, а не от воли Всевышнего. Тогда как тот, кто стремится к Аллаху, очищает сердце от жажды мирского.
Он использует, дарованные ему умения, чтобы прокормить себя и семью, принести пользу обществу, даже не мечтая пожить ради удовлетворения своего нафса (эго, страстей). То есть, он не сидит без дела, однако его духовное состояние скромно - связано только с Господом миров.
Потому Всевышний направляет поток мирского в его руки, дабы помочь ему в его стремлениях и возвысить над мирским. Вследствие чего человек проживает благородную, счастливую и спокойную жизнь, ощущая себя и являясь поистине богатым.
«Тот, кто сделал своей заботой вечную жизнь, тому Аллах поместит его богатство в его сердце (он будет испытывать чувство полного достатка) и приведёт в порядок его мирские дела и придёт к нему мир этот сам, против своей воли. А тот, кто сделал своей заботой земную жизнь, тому Аллах поставит бедность перед его глазами (он будет постоянно испытывать недостаток всего и беспокойство по этому поводу, даже будучи в роскоши) и приведёт в расстройство его мирские дела, и, сколько бы он ни старался, он всё равно не получит из него ничего, кроме того, что предписано ему» (Тирмизи).
Читайте также: Как обрести удовлетворение?