«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали». (Сура «Маида», аят 105)
В разных аятах Корана содержится настойчивое требование повелевать людям одобряемое и удерживать их от возбраняемого и никогда не забывать эту коллективную обязанность. Ибо для того, чтобы общество могло и дальше жить в спокойствии, чтобы сохранить материальные и духовные ценности, нужно призывать людей к добру и не давать им возможности совершать злодеяния. Иначе говоря, должен действовать механизм общественного контроля.
Приведенным выше аятом Всевышний Аллах предостерегает тех мусульман, которые не исполняют своих религиозных и общественных обязанностей, а также утешает тех мусульман, которые огорчаются тому, что неверующие не отвечают должным образом призывам к иману и продолжают творить нечестие.
В аяте дается перечень обязанностей, начиная от личной ответственности каждого и завершая коллективной ответственностью всего общества. Ведь обеспечение всеобщего согласия и порядка в обществе возможно лишь при условии исполнения каждым из его членов возложенных на них обязанностей. Здоровое общество должно состоять из индивидуумов, осознающих свою ответственность и прежде всего стремящихся исправиться сами. Именно этого требуют от му'минов в кораническом аяте.
По мнению некоторых ученых, это самый сильных аят Корана из тех, в которых говорится о принципе «повелевать одобряемое и запрещать предосудительное». Употребленное в этом аяте местоимение «о себе» относится ко всем му'минам. Ибо все мусульмане составляют единое целое, как того требует их религиозное сознание. Недаром в 71-м аяте суры «Тауба» об этой обязанности говорится следующим образом:
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый».
В таком случае, упомянутому выше аяту можно придать такой смысл: «О му'мины! Позаботьтесь о себе и о ваших братьях по вере, старайтесь наставлять их, путем уговоров и назиданий объясняйте им повеления и запреты Аллаха. Если вы сами и ваши братья по вере будете твердо стоять на истинном пути, то заблудшие и преступившие черту не смогут принести вам никакого вреда».
Выражаясь по-другому, если вы будете на праведном пути и по-настоящему уверуете своему Господу, станете исполнять все Его повеления и запреты, халальное будете считать халяльным, а запретное считать харамом, будете очищать себя и совершать праведные деяния, станете делать то, благодаря чему вы добьетесь довольства Аллаха и приблизитесь к Нему, будете повелевать одобряемое и запрещать предосудительное, тогда заблудшие и преступившие черту не смогут принести вам никакого вреда». (Табари “Джамиу'ль Байан фи Та'вилю'ль Кур'ан”, V/94).
Безусловно, из данного аята нельзя делать такой вывод: «Пусть никто не вмешивается в чужие дела, а думает только о своем исправлении. Чужие ошибки никого не касаются». Если рассмотреть в комплексе все относящиеся к данной теме аяты, то можно сделать следующий вывод: «Каждый несет ответственность за исполнение своего долга перед семьей и близкими людьми. Эта ответственность также включает в себя и необходимость повелевать другим одобряемое и запрещать предосудительное. Когда человек полностью исполнит все эти обязанности, тогда заблуждения других не причинят ему вреда».
Согласно одному риваяту, когда досточтимый Абу Бакр (р.а.) увидел, как со временем мусульмане начали трактовать данный аят в таком смысле, который мог стать причиной укрепления взглядов «Зачем это мне надо?», он обратился к ним с такими словами: «О люди! Вы читаете этот аят и даете ему не соответствующее его истинному смыслу толкование. Вот что я слышал от Посланника Аллаха: “Если люди увидят какую-либо несправедливость, но не исправят ее, то Всевышний Аллах накажет их всех сразу. Поэтому повелевайте делать добро и запрещайте все плохое.
Пусть никто из вас не обманывает себя, понимая этот аят неправильно, и пусть не говорит: “Зачем это мне нужно? Я позабочусь только о себе, остальное меня не касается”. Валлахи, или вы станете повелевать добро и предостерегать от плохого, или же Аллах поставит над вами худших из вас, и они заставят вас пережить самые худшие из мучений. Потом лучшие из вас станут молиться, но их молитвы не будут приняты”». (Тирмизи, “Тафсир”, 6).
Islam-Today