С точки зрения ислама: равны ли мужчина и женщина?

وَلاَ تَتَمَنَّوْاْ مَا فَضَّلَ اللّهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَى بَعْضٍ لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبُواْ وَلِلنِّسَاء نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبْنَ وَاسْأَلُواْ اللّهَ مِن فَضْلِهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا

«И не желайте того, что Аллах дал одним из вас как преимущество перед другими. Мужчинам – доля из того, что они приобрели, и женщинам – доля из того, что они приобрели. И просите у Аллаха о Его щедрости. Поистине, Аллах знает обо всем» (Ан-ниса, 32).

В риваяте, переданном от Муджахида, сообщается, что однажды Умму Саляма сказала посланнику Аллаха (с.а.с.): «О, посланник Аллаха! Мужчины отправляются в военные походы и сражаются, но мы не делаем этого, и нам дается половина от доли наследства мужчин».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «И не желайте того, что Аллах дал одним из вас как преимущество перед другими» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 104; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/39].

С точки зрения ислама: равны ли мужчина и женщина?
Что ислам говорит о равенстве между мужчиной и женщиной, и в чем смысл аята «И не желайте того, что Аллах дал одним из вас как преимущество перед другими...»?
04.08.2021
6775

В риваяте, который приводит Тирмизи, сообщается, что причиной ниспослания данного аята стали вышеупомянутые слова Умму Салямы, кроме того, ее слова стали причиной ниспослания следующего аята:

«Поистине, мусульманам и мусульманкам, верующим мужчинам и верующим женщинам, всегда покорным (Аллаху) мужчинам и женщинам, правдивым мужчинам и правдивым женщинам, терпеливым мужчинам и терпеливым женщинам, скромным мужчинам и скромным женщинам, выплачивающим (обязательный закят) мужчинам и женщинам, постящимся мужчинам и постящимся женщинам, хранящим целомудрие мужчинам и женщинам, а также многократно (и часто) поминающим Аллаха мужчинам и женщинам Аллах приготовил прощение и огромную награду» (Аль-Азхаб, 35) [Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 62].

В риваяте, переданном от Икримы, сообщается, что женщины, желая участвовать в джихаде наравне с мужчинами, сказали: «Мы хотим, чтобы Аллах и для нас сделал участие в войне обязательным. Чтобы мы могли получить такое же вознаграждение, какое получают за это мужчины».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «И не желайте того, что Аллах дал одним из вас как преимущество перед другими» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 105].

Катада и Судди говорили: «Когда был ниспослан аят «...мужскому полу – доля, равная доле двух женщин», то мужчины сказали: «Мы надеемся, что так же как в мирской жизни нам было дано превосходство над женщинами при получении наследства, так и в ахирате наше вознаграждение будет в два раза больше вознаграждения женщин».

Женщины же в свою очередь сказали: «Мы надеемся, что, так же как в мирской жизни при разделе наследства мы получаем лишь половину от того, что получают мужчины, так и в ахирате у нас будет на половину меньше грехов, чем у мужчин».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «И не желайте того, что Аллах дал одним из вас как преимущество перед другими» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 105].

Это интересно! Читайте также: Почему в Исламе женщин сравнивают с кривым ребром?

В другом риваяте, переданном от Судди, сообщается, что женщины вместо вышеприведенных слов, сказали: «Мы хотим, чтобы наше вознаграждение было такое же как у мужчин. Однако мы не участвуем в войнах. Но если бы для нас участие в военных действиях было бы фардом, то и мы сражались бы на пути Аллаха».

В другом риваяте, переданном от Катады, сообщается, что во времена джахилии женщинам вообще не давали никакой доли из наследства. С приходом же ислама женщинам при разделе наследства полагалась половина от того, что получали мужчины.

Но женщины, будучи недовольными этим, сказали: «Ах, если бы и наша доля в наследстве была равна доле мужчин». В свою очередь мужчины говорили: «Мы надеемся, что в ахирате мы будем превосходить женщин с точки зрения совершенных благодеяний». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/31].

В риваяте, переданном от Ибн Абу Лейлы, говорится: «Я слышал, как Абу Джарир говорил: «Когда был ниспослан аят «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин», женщины сказали: «Раз уж при разделе наследства мужчина получает долю двух женщин, то и грехи должны записываться ему в двойном размере». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/31-32].

Что вкладывает ислам в понятие мужественности?
23 февраля в России традиционно отмечается День защитника отечества. Какой он, настоящий мужчина? Что вкладывает ислам в понятие мужественности?
23.02.2021
9008

Также передается, что в связи с ниспосланием аята «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин» женщины, обратившись к посланнику Аллаха (с.а.с.), сказали: «О, посланник Аллаха! Мы, женщины, находимся в более нуждающемся положении, так как мы слабее мужчин. Мужчины же сильнее нас в том, что касается приобретения благ». И в ответ на это был ниспослан этот аят.

Другой риваят подводит нас к вопросу равенства между мужчинами и женщинами. Одна женщина пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «О, посланник Аллаха! У мужчин и женщин один Господь. Ты послан пророком и к ним, и к нам. У нас один отец – Адам, и одна мать – Хавва. В чем же тогда причина того, что Аллах упоминает мужчин, но не упоминает женщин?». В связи с этим и был ниспослан данный аят [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 10/82].

Интересно! Читайте также: Неграмотный пророк, знамя которого никогда не упадет на землю

Социальные комментарии Cackle