Дружба в исламе основывается на чувстве братства и любви ради Аллаха. «Самая надежная из уз веры» – так назвал Пророк (с.а.в.) дружбу ради Аллаха. Когда людей связывают лишь материальный интерес и взаимная выгода, это сильно омрачает их отношения, ведь когда выгода прекращается, то такая дружба тут же рушится.
Мусульмане должны дружить и проявлять друг к другу любовь и заботу, ведь согласно нашему отношению к другим мусульманам оценивается наша вера: «Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом, которые любят друзей и которых любят друзья. И нет добра в том, кто не любит друзей и кого не любят друзья» (хадис).
Верующий человек дружелюбен, мягок и снисходителен, однако есть определенная категория людей, с которыми Всевышний запретил водить дружбу. Аллах в суре «аль-Калям» изрек:
«Твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем. Посему не повинуйся тем, кто считает истину ложью! Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу, даже если он будет богат и будет иметь сыновей» (аль-Калям, 7-14).
Многобожники строили козни против Пророка (с.а.в.) и его сподвижников. Одним из их методов в пути возвращения мусульман в религию предков было «задабривание» и «попытки договориться». Пророку Мухаммаду (с.а.в.) они предлагали богатство, власть, славу, красивых женщин, лишь бы он оставил свой призыв. Когда они поняли, что Пророк (с.а.в.) не обольстится мирским, они предлагали ему пойти на уступки и согласиться в один год поклоняться вместе Единому Аллаху, а в другой год – идолам. Аллах говорит об этом:
«Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (аль-Исра, 74-75).
Своей напускной любезностью и мягкостью они хотели склонить Пророка (с.а.в.) к многобожию. Потому Аллах строго наказал ему и мусульманам не водить с ними дружбы и не поддаваться на их любезные уговоры. Всевышний сообщил, к чему может привести дружба с лукавыми, двуличными и преступными людьми.
Однако надо понимать, что эти аяты не призывают к агрессии и вражде с неверующими людьми. Всевышний сказал:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (аль-Мумтахана, 8).
Мы должны хорошо относиться к людям, призывать их к истине и искренне желать для них наставления. Запрет дружить же означает, что нельзя участвовать с неверующими людьми в их грехах, нельзя раскрывать им тайны мусульман и уступать на их просьбы, если они призывают к ослушанию Аллаха.
«Коранические наставления»