«Посему не повинуйся обвиняющим во лжи! Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу, даже если он будет богат и будет иметь сыновей. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Сказки древних народов!» (Сура «Калям», аяты 8-15)
Приведенные аяты Корана устанавливают для нас определенные критерии в вопросах о том, как нам распознавать своих друзей и врагов. Коран сообщает нам, что одной из причин попадания человека в Ад является дружба со злыми и неверующими людьми, соучастие в их недобрых делах:
«Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день,пока к нам не явилась убежденность (смерть)»(Сура «Мудассир», 74:42-47).
Кроме того, состояние в День воскресения тех, кто совершает подобную опрометчивость, и их раскаяние Коран описывает нам таким образом:
«О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, сатана оставляет человека без поддержки»(Сура «Фуркан», 25:28-29).
Наш Пророк (ﷺ) также говорил:
«Человек в День воскресения будет с теми, кого он любил»(Бухари, «Книга приличий», 96; Муслим, «Книга предостережения от предосудительного», 165).
Как видим, из этих аятов и хадиса становится понятным, что друзья и товарищи играют важную роль в жизни человека. Аллах Тааля повелевал нашему Пророку (ﷺ) быть вместе с хорошими людьми и сторониться плохих людей:
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными»(Сура «Кахф», 18:28).
Расуль-Акрам (ﷺ) также говорил о важности правильного выбора себе друзей:
«Человек придерживается веры своего друга, поэтому пусть каждый из вас будет внимательным, с кем он дружит»(Абу Дауд, «Книга приличий», 16).
Эти слова одновременно являются и радостной вестью, и грозным предупреждением. Данный принцип для добродетельных людей является благой вестью, а для приверженцев зла в них заключается предупреждение и угроза. Не случайно в Коране сказано:
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь»(Сура «Худ», 11: 113).
Однако вести диалог и строить отношения с разными группами людей, не отступая от своих вероубеждений и приципов Ислама, не противоречит нашей религии.
Говоря кратко, запрещено дружить с теми, у кого нет имана, кто непокорен Аллаху, кто толкает тебя ко греховным поступкам, кто ищет в других недостатки, кто не желает другим того же, чего хочет себе, кто прерывает отношения с родственниками, кто распространяет слухи, обвиняя других. Всевышний Аллах благоволит:
«Когда же он (неверующий) явится к Нам, он скажет шайтану: «Лучше бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Какой же ты плохой товарищ!» Им будет сказано: «Вы поступали несправедливо, и сегодня вам не поможет то, что вы разделяете мучения»(Сура «Зухруф», 43:38-39).
В заключение, приведем один хадис нашего Пророка (ﷺ): «Притчей о хорошем и плохом товарище может стать пример человека, продающего мускус, и человеке, раздувающем кузнечные мехи. Продавец мускуса даст тебе его понюхать или же ты купишь его у него. Что же касается того, кто раздувает кузнечные мехи, то или он подожжет твою одежду, или ты будешь вдыхать его дурной запах» (Муслим, «Книга предостережения от предосудительного», 146).
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!