Где границы правоприменения личного статуса мусульманина в российской правовой среде? Что подразумевает понятие «личный статус»? Противоречит ли светское законодательство предписаниям шариата? Как заключать религиозные браки в светских государствах? Как обстоит вопрос наследования между родственниками разных полов?
Все эти вопросы так или иначе задает себе каждый мусульманин. Именно они и легли в основу курса повышения квалификации, посвящённого личному статусу мусульманина в поликонфессиональном обществе.
По словам Рустама хазрата Нургалеева, учёного-секретаря Совета улемов ДУМ РТ, ст. преподавателя кафедры религиозных дисциплин КИУ, понятие «личный статус» – давно устоявшийся термин.
«Здесь имеется ввиду мусульманское право, фикх. По сути, оно неразрывно и не дробится на разные наименования. Классически исламское право – это одно целое, но в нём очень много разных глав, как в любой науке», – подчеркнул хазрат.
С чего же начинается мусульманское право: не с точки зрения времени происхождения, а с точки зрения необходимости?
Мусульманин изучает сначала то, что ему необходимо знать в первую очередь. Исламское право начинается с вопроса о том, какой водой и как можно брать тахарат. Дальше речь идёт о намазе.
«Таким образом, мы видим, что исламские богословы хотели передать нам, что мусульманин, в первую очередь, должен думать о том, что он мусульманин, что предан Аллаху, что одна из главных его причин существования на этой земле – поклонение Всевышнему Создателю», – поясняет Нургалеев.
Первое, что идёт после информации о поклонении, – муамалят, то есть взаимоотношения. Здесь имеются ввиду отношения не только с Аллахом, но с людьми, в какие контакты ты входишь с окружающими тебя людьми.
«Главное в этом разделе – договора, понимание прав, понимание ответственности, понимание деления «своё»/«чужое», условия и предмет сделки, обстоятельства, которые разрушают сделку и т.д. Крайне важно каждому в полной мере понять, что есть свобода договоров. Ведь до 70% современного исламского права формируется на понимании свободы договоров. Личный статус, будучи частью раздела исламского права, отчасти тоже основывается на свободе договоров», – уверен Рустам хазрат.
Изучив понятие договоров, мусульманин приступает к семейному право, в том числе к тонкостям заключения договора бракосочетания.
Богословы не зря установили именно такую очерёдность изучения исламского права: прежде чем говорить о семье, нужно погрузиться в понятие религии, нравственности, поклонения, поминания Всевышнего, благодарности Ему. Когда начинаются семейные отношения, то, по сути, начинаются договорные отношения.
Мусульмане всегда выполняют те условия и договорные обязательства, которые на себя берут. Это один из основных постулатов Корана и сунны.
Однако, вопреки распространённому мнению, мусульмане выполняют договорные обязанности не только перед мусульманами, но перед любым человеком независимо от его национальной или религиозной принадлежности.
Именно благодаря серьёзному подходу к своему обещанию, мусульмане смогли открыть для других стран прелесть и красоту ислама.
Жители других стран поражались тому, насколько честно и правильно вели себя торговцы-мусульмане, что приближало их к исламу.
«Каждый из нас должен понимать все тонкости договорных отношений, ведь именно на их основе формируется отчасти понимание личного статуса. Личный статус – это есть наука, которая изучает два больших раздела исламского права: семейное и наследственное право. На сегодняшний день понятие личный статус в качестве самостоятельной дисциплины окончательно установилось. Есть отдельная дисциплина, конкретное понимание термина, которое изучается на всех уровнях, поднимается как отдельная часть исламского права», – добавляет Рустам хазрат Нургалеев.
По словам спикера, российские мусульмане, традиционно живущие на своих землях, на своей исторической родине, находятся в правовой среде, которую нельзя назвать мусульманской, христианской, иудейской или другой конфессиональной.
«Суть наших отношений – равноудалённость от всех конфессиональных признаков. На основе этого можно выстроить максимально справедливо внутренние отношения между представителями различных религиозных воззрений, проживающих на территории России. Есть другие действующие модели? Да, это те страны, где, одна конфессия является большинством. Например, страны арабо-мусульманского Востока (Иран, Малайзия, Индонезия, Саудовская Аравия, ОАЭ и т.д.)», – добавляет Рустам хазрат.
Процесс постоянного отстаивания своих конфессиональных взглядов в судах, юридических институтах получил завершающую стезю в последние 15 лет, когда стали удовлетворять потребности местного населения. Но, к сожалению, на сегодняшний день до сих пор мы сталкиваемся с коллизией правовых систем, что возвращает нас к вопросу элементарном неосведомлённости, как отдельно взятая правовая система работает.
«Источник светского права – народ. Источник исламского права – Коран и сунна. Современные мусульманские страны в большинстве своём представляют смешанное правовое пространство. Предписания Корана и сунны не нарушаются, но те вопросы, в которых учёные не могут достигнуть единого мнения, имеют различные вариации. Если же говорить непосредственно об особенностях поликонфессиональных отношений и соблюдении межконфессионального мира, то наиболее ярко этот момент отражён в ханафитском мазхабе, поскольку он исторически формировался на многоконфессиональной плоскости», – резюмировал Нургалеев.