Фото: elements.envato.com, автор: Queenmoonlite
Чтение Корана наизусть – это один из суннатов и адабов. В хадисе говорится: «Умелый в чтении Корана, тот несомненно с благородными праведниками (кирам-и барара)».
Здесь умелость подразумевает правильное чтение слов, произношение каждой буквы по правилам таджвида. Или же тут имеется в виду точное знание коранического текста наизусть. Тут подходят оба эти смысла.
Что касается словосочетания «кирам-и барара», то слово «кирам» является множественным числом от слова «карим» – благородный. Слово «барара» – это множественное число слова «бар», означающего честного человека, который делает всё правильно.
Почему сахабы спрашивали у Пророка ﷺ смысл аятов Коран Карима?
В хадисе использована фраза «ма‘ас-сафаратиль-кирамиль-барара». Слово «сафара» – это множественное число от слова «сафир», одно из значений которого – писец, секретарь. В таком случае, «кирам-и барара» – это ангелы, оберегающие человека от зла и внушающие сердцам добро. Были и считавшие, что это ангелы, записывающие деяния сахабов.
В аяте говорится:
«(Они) в руках (ангелов) посланцев благородных и благочестивых» (Абаса, 15-16).
Кто читает Коран с большим затруднением и с запинками, тому положен двойной саваб. Один саваб за чтение, второй саваб – за испытанные при этом трудности. Об этом говорил наш Пророк ﷺ: «Кто читает Коран с запинками, испытывая затруднения, тому положен двухкратный саваб».
В другом хадисе говорится: «Отцу и матери того, кто учит Коран наизусть, будут облегчены мучения. Даже если они были неверующими».
Ещё в одном хадисе сказано: «Читайте Коран и учите его наизусть. Поистине, Аллах не нашлет мучения сердцу, в котором есть место Корану».
Фото: elements.envato.com, автор: towfiqu98
В другом хадисе было сказано: «Если Коран вложить в кожу и бросить в огонь, то он не сгорит». Это значит, что человек, который учил Коран наизусть, не сгорит в Аду.
Люди должны учить Коран в юности, чтобы он впитался им до мозга костей. Надо иметь привычку вставать по ночам и читать Коран с целью поклонения. Благородные сахабы проводили свои ночи с Кораном. Досточтимый Хасан радыяллаху ‘анху читал Коран в начале ночи. Досточтимый Хусейн радыяллаху ‘анху читал Коран в конце ночи.
Человек, читающий Коран, должен отличаться от других людей добрым нравом и хорошими делами. Он не должен сердиться на тех, кто сердится на него, и никому не должен завидовать. Когда у матери правоверных ‘Аиши радыяллаху ‘анха спросили о нравственности нашего Пророка ﷺ, она ответила: «Его нравом был Коран».
Следуем сунне: аяты Корана о подчинении Расулюллаху ﷺ
Наш Пророк ﷺ был доволен в тех случаях, довольство которыми выражалось в Коране, и был сердит в тех случаях, недовольство которыми выражалось в Коране. Те из сахабов, которые постоянно читали Коран, менялись в лице и худели. Когда все смеялись, они плакали. Когда люди радовались, их сердца испытывали горесть. Когда все проявляли гордыню, они оставались смиренными. Когда люди не постились, они соблюдали добровольный пост-уразу. Их узнавали по этим состояниям.
Читать Коран, глядя на страницы, тоже является сунной. Когда читаешь Коран, глядя на страницы, глаза получают наслаждение, и это будет хороший ‘ибадат, от которого больше саваба, чем от чтения наизусть. В хадисе было сказано: «Наилучшее из деяний моей уммы – чтение Корана, глядя на страницы».
Из книги «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»