«Развод (позволяющий вернуть жену) – дважды. Затем (можно) либо удержать жену, согласно установленному (шариатом и обычаем), либо отпустить ее по-хорошему. Вам (мужья) не разрешено брать что-то из данного им (женам, то есть из их махра), кроме случая, когда они оба (муж и жена) опасаются, что не смогут соблюсти границы Аллаха (установленные Им для рабов). Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти границы Аллаха, то на них обоих не будет греха, если она выкупит развод. Таковы границы Аллаха. Не преступайте их! А кто нарушает границы Аллаха, тот несправедлив» (Аль-Бакара, 225-230).
В соответствии с риваятом, переданном от Ибн Джурайджа, этот аят был ниспослан в отношении Хабибы бинт Сахль аль-Ансари и Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса. Хабибе не нравился ее муж, тогда как он, наоборот, любил свою жену.
Однажды Хабиба пришла к своему отцу и пожаловалась ему на своего мужа, сказав: «Он ругается на тебя и бьет меня». Ее отец сказал: «Вернись к своему мужу. Мне отвратительны жалобы женщин, утверждающих, что мужья бьют их».
Хоть Хабиба и вернулась к своему мужу, но спустя какое-то время снова пришла к отцу и показала ему следы побоев на теле. Несмотря на это, отец сказал ей: «Вернись к своему мужу», не добавив к этому ничего другого.
Не получив никакого результата от посещения отца, Хабиба пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и пожаловалась уже ему на своего мужа, показав следы побоев на теле. Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал к себе Сабита и когда тот пришел, спросил у него: «О, Сабит, что происходит между тобой и твоей женой?».
Сабит ответил: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, после тебя у меня нет никого более любимого на этом свете, чем Хабиба».
Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к Хабибе спросив: «Ты что скажешь?».
Хабиба, не желавшая говорить неправду посланнику Аллаха (с.а.с.), сказала: «О, посланник Аллаха! Он прав, однако я боюсь, что он погубит меня. Я не стану говорить тебе того, что может опровергнуть Аллах, ниспослав тебе откровение. Возможно, что из всех людей Сабит является тем, кто больше всех любит свою жену, но он мне не нравится. Однажды я приподняла одну сторону шатра и увидела Сабита, сидящего вместе с несколькими людьми. Так вот, среди них мне больше всего понравился самый низкорослый и некрасивый. Наши с Сабитом головы больше никогда не лягут на одну подушку».
Это интересно! Читайте также: Развод по-мусульмански: о чем должны знать муж и жена?
Сабит сказал: «В качестве махра я отдал ей финиковый сад (в другом риваяте говорится: «Два финиковых сада»). Пусть она вернет мне их, и я отпущу ее, дав ей развод».
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у Хабибы: «Вернешь ли ты мужу сад, который он тебе подарил взамен получения права на развод?».
Хабиба ответила: «Да, верну».
Сабит сказал: «Такой вариант устраивает и меня», приняв таким образом данное предложение.
Когда Сабит дал своей жене однократный развод, сказав: «Я принимаю это предложение», был ниспослан аят:
«Развод (позволяющий вернуть жену) – дважды. Затем (можно) либо удержать жену, согласно установленному (шариатом и обычаем), либо отпустить ее по-хорошему. Вам (мужья) не разрешено брать что-то из данного им (женам, то есть из их махра), кроме случая, когда они оба (муж и жена) опасаются, что не смогут соблюсти границы Аллаха (установленные Им для рабов). Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти границы Аллаха, то на них обоих не будет греха, если она выкупит развод. Таковы границы Аллаха. Не преступайте их! А кто нарушает границы Аллаха, тот несправедлив» (Табери, Джамиуль-Байан, 2/281).
В одном из риваятов сообщается, что жену Сабита, которая выкупила у него развод, звали Джумайл бинт Убайй ибн Салюль, в другом риваяте сообщается, что его жену звали Хабиба бинт Сахль.
В данном случае возникает определенная сложность, в связи с чем может возникнуть вопрос: «Какое же из этих имен является правильным?».
Читайте также: Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод
Ибн Хаджар говорил, что оба имени являются правильными, что обе эти женщины в разное время могли быть жёнами Сабита, и что с ними обоими он мог развестись путём хуль (когда женщина выкупает у мужа развод).
Таким образом, Ибн Хаджар пытался устранить противоречия между риваятами (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/264).
Конечно же, здесь важны не частные случаи, а то, что, если брак становится невыносимым, у женщины есть возможность получить развод путём хуль (то есть вернув мужу часть махра или весь махр целиком).