«Аллах не спросит с вас за пустые ваши клятвы (произнесенные без осознания), но спросит за то, что вы (осознанно) скрепили клятвами. Искупление за это (нарушение клятвы) – накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите семью, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет (сделать это), пусть постится три дня. Это – искупление ваших клятв, если вы поклялись (и нарушили клятву). Соблюдайте свои клятвы! Таким образом Аллах объясняет вам Свои аяты (и положения Шариата), чтобы вы были благодарны (Ему)» (Аль-Маида, 89).
В риваяте, переданном от Аиши, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении тех, кто говорит «Да, валлахи» или «нет, валлахи» без намерения произнесения клятвы (Бухари, Тафсируль-Куръан, 5/8).
В то же самое время в данном аяте говорится о необходимости искупления, если человек принес клятву, но нарушил ее.
В другом риваяте, также переданном от Аиши, сообщается, что ее отец Абу Бакр до ниспослания этого аята никогда не нарушал принесенных клятв. Когда же был ниспослан этот аят, то он сказал: «Если я принесу клятву, а затем увижу нечто более благое, то я воспользуюсь этим позволением от Аллаха, и нарушив свою клятву сделаю то, что является более благим» (Бухари, Тафсируль-Куръан, 5/8).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан в ответ на вопрос: «О, посланник Аллаха! Мы принесли клятвы, что станем делать то-то и то-то. Что теперь нам делать с этими клятвами?», который задали Осман ибн Маз`ун и его товарищи, история которых стала причиной ниспослания предыдущих двух аятов. Тем самым им было приказано искупить свои клятвы (Табери, Джамиуль-Байан, 7/10).
В риваяте, переданном от Аиши, как будто бы говорится о тех, на кого распространяется хукм данного аята. Тогда как риваят от Ибн Аббаса более подходит для того, чтобы считаться причиной ниспослания этого аята с точки зрения предыдущих аятов.
«О, верующие! Аллах обязательно испытает вас чем-то из добычи, которую вы приобретете руками и копьем (хотя вы будете в ихраме), чтобы (проверить, станете ли вы ловить ее, и чтобы) Аллах выявил тех, кто (в действительности) боится Его, не видя Его. А кто перейдет границы (дозволенного) после этого (охотясь, будучи в ихраме), тому – болезненное наказание» (Аль-Маида, 94).
В соответствии с риваятом, переданным Ибн Абу Хатимом от Мукатиля ибн Хаййана, данный аят был ниспослан во время Умратуль-Када (умры возмещения). В тот год посланник Аллаха ﷺ и сахабы вошли в ихрам Тан`име, и в это время дикие животные и птицы, являвшиеся потенциальной охотничьей добычей, подходили к ним так близко, что их можно было без труда поймать голыми руками. И это было испытанием для мусульман, которым было запрещено охотиться в ихраме [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/421; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/185].