Зависть — это чувство досады, вызванное благополучием другого человека и обладанием им определенными благами.
Также зависть подразумевает наличие у завистника желания, чтобы тот, кому он завидует, лишился своего благополучия и тех благ, которыми он обладает.
Если в сердце человека непроизвольно возникает зависть, но в то же самое время сердце человека отвергает это чувство, то по единодушному мнению алимов в этом нет ничего предосудительного.
Однако если человек сам открывает свое сердце зависти, не считает ее чем-то плохим, или желает, чтобы тот, кому он завидует лишился того, что является предметом зависти, или же не достиг того, к чему он стремится, и предпринимает для этого какие-то действия, то по единодушному мнению это чувство является харамом.
Если зависть, возникшая в сердце человека никак не проявляется внешне, то есть человек не предпринимает никаких действий, подталкиваемый этим чувством, то по поводу того является ли это харамом и будет ли этот человек считаться грешником, существуют различные мнения.
Имам Газали (рахимахуллах) считал, что зависть в любом случае является харамом, даже если она не проявляется в действиях.
Однако, в данном случае зависть не будет считаться харамом. Так как в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
ثَلَاثٌ لَايَنْجُو مِنْهُنَّ أَحَدٌ الظَّنُّ وَ الطِّيَرَةُ وَ الْحَسَدُ وَ سَأُحَدِّثُكُمْ بِالْمَخْرَجِ مِنْ ذَلِكَ اِذَا ظَنَنْتَ فَلَا تُحَقِّقْ وَ اِذَا حَسَدْتَ فَلَا تَبْغِ
«Существует три вещи от которых никто не сможет избавиться: подозрительность, вера в дурные предзнаменования, и зависть. Я назову вам путь спасения от этого: если подозреваешь кого-то в чем-то, то не действуй в соответствии со своими подозрениями; если встретишь то, что считаешь дурным предзнаменованием, то не обращай на это внимание; а если завидуешь кому-то, то не переступай границ» (Суюти, Джамиус-Сагыр, № 3466).
Важно знать: Зависть и защита от зависти
Имам Газали (рахимахуллах) толкуя данный хадис, указывал на то, что упоминаемая здесь зависть хоть и считается в данном случае макрухом с точки зрения религии, однако в соответствии с естеством подразумевает наличие желания, чтобы оппонент лишился тех благ, которые являются предметом зависти.
Однажды у Хасана аль-Басри (рахимахуллах) спросили о том, что такое зависть, на что он ответил: «Это — печаль. До тех пор, пока ты не проявишь ее внешне, она не принесет тебе никакого вреда».
В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِنَّ اللَّهَ تَجَاوَزَ لِأُمَّتِي عَمَّا حَدَّثَتْ بِهِ أَنْفُسَهَا مَا لَمْ تَتَكَلَّمْ أَوْ تَعْمَلْ بِهِ
«Поистине, Аллах Всевышний не спросит членов моей общины о том, что возникало в их душах, пока они не сделают этого, или не выразят эти мысли в слух» (Бухари, Итк,6; Муслим, Иман, 58).
Имам Газали (рахимахуллах) толковал данный хадис как склонность человека к тому, что не свойственно его естеству. Однако, по четырем причинам такое толкование было отвергнуто:
1) За непроизвольные действия не предусмотрено ответственности. Поэтому такое действие не может считаться грехом, чтобы быть прощенным. Когда глагол «таджаваза» используется с частицей «ан», то он означает «простил».
2) Точно также ни одна другая община не будет нести ответственности за непроизвольные действия. Таким образом, не было бы никакого смысла в уточнении «моя община».
3) Данное толкование было бы правильным, если бы слово «анфусаха» упоминаемое в данном хадисе использовалось в именительном падеже.
В риваяте данное слово использовано в винительном падеже, в связи с чем упомянутое толкование является неверным. Так как именительный падеж указывает на вынужденность, а винительный падеж указывает на выбор.
4) Заключительная часть хадиса противоречит подобному толкованию. Так как конец хадиса выражает достижение определенного результата и цели.
Таким образом смысл данного хадиса будет следующим: «Аллах Всевышний простил моей общине возникающие в сердцах чувства, желания и стремления, которые не были высказаны вслух, или не были реализованы посредством конкретных действий».
Если естество человека склоняется к возникшему чувству или мысли, но при этом данное чувство или мысль не приобрели форму слова или действия, то в этом случае возникшая в сердце мысль и стремление к ней входят в сферу прощения.
Под словесной формой подразумеваются слова, являющиеся следствием зависти, такие, как злословие, порицание, подозрения, поношение, сплетни и так далее. То же самое относится и к действиям.
Если ты скажешь: «Но если куфр и бид`а сами по себе даже в форме возникшей мысли являются харамом и не прощаются, то почему тогда суи-зан (плохие предположения) и зависть не являются харамом сами по себе? Какая между всем этим разница?».
Я отвечу так: Запретность и скверность куфра и бид`а заключена в них самих, то есть в их сути. Однако зависть, о которой мы говорим, становится скверной и запретной лишь тогда, когда становится причиной совершения человеком запрещенного и скверного действия.
Таким образом, сама по себе зависть не являющаяся причиной совершения чего-то запретного или скверного, не является харамом или грехом. Тем более, когда речь идет об общине самого достойного и великого пророка.
Да, лишь в очень редких случаях намерение на совершение греха и стремление к этому, остается не выраженным поступками человека.
Несомненно, что совершенство подразумевает очищение сердца человека от плохих намерений и скверных качеств, и его украшение прекрасными нравственными качествами и добродетелями.
Если ты желаешь обладать теми же благами, которыми обладает другой человек, но при этом ты не желаешь, чтобы этот человек лишился имеющихся у него благ, то это является белой завистью, и не считается харамом. Более того, испытывать белую зависть в том, что касается религии, является мандубом.
Что же касается белой зависти в отношении мирских благ, то она тем не менее считается порицаемым качеством, так как может стать причиной алчности.
Если же имеющиеся у человека блага не приносят ему никакой пользы, а наоборот толкают его к совершению греха, и ты желаешь, чтобы этот человек не стал обладателем подобных благ или лишился их, то это будет считаться мандубом, так как данное желание проистекает из стремления к довольству Аллаха Всевышнего.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِنَّ اللَّهَ تَعَالَى يَغَارُ وَ اِنَّ الْمُؤْمِنَ يَغَارُ وَ اِنَّ غَيْرَةَ اللَّهِ تَعَالَى أَنْ يَأْتِيَ الْمُؤْمِنُ مَا حَرَّمَ اللَّهُ تَعَالَى
«Поистине, Аллах Всевышний ревнует. И поистине, верующий тоже ревнует. Аллах Всевышний ревнует верующего, когда тот хочет совершить то, что Аллах сделал харамом» (Бухари, Никях, 148; Муслим, Тауба, 6).
По своей сути ревность — это нежелание человека делить с кем-то другим то, на что у него имеются определенные права.
Ревность Аллаха же заключается в Его нежелании, чтобы раб посягал на то, что является запрещенным.
Так как в данном случае в своем желании делать всё, что захочется, раб некоторым образом пытается уподобиться Аллаху Всевышнему.
Что же касается усердия верующего по отношению к себе, то оно заключается в том, чтобы избавиться от позитивного восприятия волнения и злодеяний своего сердца.
Это усердие приведет человека к удерживанию от злодеяний и от того, что может привести к совершению злодеяний. Так как здесь имеет место недовольство соучастием кого-то в правах принадлежащих человеку, и это является ваджибом.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»