Ислам призывает верующих к доброжелательным, искренним отношениям между собой. Пророк ﷺ учил этому мусульман, говоря: «Не уверует никто из вас, пока не будет желать своему брату того же, чего желает и себе» (Бухари, Муслим).
Все мысли, намерения, действия верующего должны исходить от любви и милосердия к единоверцам. Поэтому, какими бы ни были их поступки, он до последнего придерживается хорошего мнения о них.
Хасан аль-Басри сказал об этом: «Верующий ищет оправдание для брата в исламе, лицемер ищет его вину».
А имам Байхаки говорил: «Если ваш брат поскользнётся (ошибётся, совершит грех), ищите для него семьдесят оправданий. Если же ваши сердца не принимают эти оправдания, значит, сердца ваши испорчены» («Шиабуль Иман», 10684).
Известно изречение посланника Аллаха ﷺ относительно духовного облика его уммы: «Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются (на это, испытывая) бессонницу и (страдая от) горячки» (Аль-Бухари, Муслим).
Однако, часто встречается иное: верующие люди радуются ошибкам и бедам других, мечтая увидеть их несчастными, наказанными по всей строгости шариата. Они испытывают ненависть к совершившему грех, тогда как ненавистен сам грех.
Это говорит о несовершенстве веры и оставлении воспитания нафса, что и приводит к такой чёрствости сердец. Ибо любящий и сострадательный человек пожелал бы быть глухим, нежели услышать о грехе своего брата, став свидетелем его греха. Он, понимая опасность его положения, проводил бы ночи в мольбах о нём, чтобы Всевышний простил и наставил его, стараясь сделать всё возможное, чтобы больше никто не узнал об этой ошибке.
Порой грехи одних являются испытанием для других. Зеркалом, отражающим их сущность. Когда верующий чувствует радость от того, что кого-то ждёт наказание и желает ему этого, значит, он встал на путь шайтана. А если он стремится спасти его от наказания, то значит, он из тех, кто на пути Пророка ﷺ, который был послан как милость для миров.
Следующая история прекрасно демонстрирует эту истину:
«Ныне покойный учёный из Египта Мухаммад Ша’рави (да смилуется над ним Аллах) пишет в своих записях:
«Я участвовал в споре с одним молодым человеком, который ратовал за введение шариатских наказаний. У нас был следующий диалог:
- Если в исламской стране существует дискотека, где собираются молодые мусульмане, разрешается ли взорвать такое заведение? – спросил я.
- Конечно, это является разрешённым, почему оно должно быть запрещено? – ответил он.
- И можно ли убить тех людей, кто внутри?
- Можно, почему нет?
- Если они умрут в таком греховном состоянии, то где они окажутся?
- В огне Ада, конечно!
- А куда их хочет ввести шайтан?
- Он хочет их повести за собой в Ад.
- Тогда, получается, что вы с шайтаном сближаетесь? Ведь у вас одна цель: ты хочешь их ввести в Ад и шайтан хочет их ввести в Ад.
Тогда я рассказал ему хадис, где говорилось о том, что Пророк ﷺ заплакал, когда рядом с ним проносили труп иудея, и асхабы спросили его: «Что заставило тебя плакать, Посланник Аллаха?» Пророк ﷺ ответил: «Это душа, которая попала в Ад, и которую я не смог спасти. Это причина моей печали». И я сказал этому молодому человеку: «Ты теперь посмотри на разницу, которая между твоим путём и путём Пророка ﷺ. Он хотел наставить людей, а твоя цель – ввести их в Ад!»
Вот таким незаметным образом сатана обольщает верующих, заставляя чувствовать своё превосходство над грешниками – из грехов одних ловко порождает грехи других. Он знает, что, быть может, Аллах простит грешника, по причине его раскаяния. Но что будет с тем, кто, превозносясь над ним, и не подозревает о своём положении?
Шайтан не упускает ни единого шанса, как и обещал: «А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (Коран, 7:16-17).
Поэтому важно помнить наставления Всевышнего, который сказал: «Воистину, шайтан – ваш враг, так относитесь же к нему как к врагу» (Коран, 35:6);
«О сыны Адама! Не позволяйте шайтану совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей» (Коран, 7:27).
Айна Замаева