Фото: GroundPicture / elements.envato.com
Начало: как Мекка стала сердцем ислама
К V веку нашей эры племя Курайш, заручившись поддержкой некоторых других племён, поселилось в Мекке. В этот период важную роль сыграл Кусай бин Киляб — предок пророка Мухаммада ﷺ в шестом поколении. Мекка стала безопасным городом, были распределены обязанности, связанные с Каабой и городом.
Мекка начала превращаться в город-государство. Хотя язычество продолжалось, некоторые обряды, установленные пророками Ибрахимом и Исмаилом (а.с.) сохранились, но их смысл и цель были забыты. После Кусая возникли разногласия между его детьми и потомками по поводу управления обязанностями, связанными с Меккой и Каабой, что привело к борьбе.
На момент рождения пророка Мухаммада ﷺ эти споры продолжались между Хашимитами, которые занимались служением Каабе, и Омейядами, которые управляли политическими и административными делами. Благодаря своему экономическому могуществу Омейяды почти достигли цели захватить религиозные роли Хашимитов и стать единоличными хозяевами Мекки.
Именно в этот момент произошло неожиданное событие: пророк Мухаммад ﷺ объявил о своём пророчестве, полученном от Аллаха. Он начал призывать людей к единобожию, то есть вере в единого Аллаха, и объявил войну идолопоклонству.
К 570-м годам нашей эры Абдуллах — младший сын Абдуль-Мутталиба из рода Хашимитов, отправился в торговое путешествие и умер в Ясрибе (Медине). Через несколько месяцев после его смерти у него родился сын. Дед дал этому ребёнку имя Мухаммад. Ребёнок сначала находился под опекой своей матери Амины и кормилицы Халимы.
Фото: wirestock / elements.envato.com
После смерти матери о Мухаммаде ﷺ сначала заботился его дед Абдуль-Мутталиб, а затем дядя Абу Талиб. Мухаммад ﷺ с ранних лет воплощал в себе основные человеческие ценности и никогда не уделял внимания обычаям эпохи невежества (джахилийи). Когда он достиг юности, его начали называть «Мухаммад аль-Амин» (надёжный) ﷺ, потому что все ему доверяли. В обществе, где не было доверия, безопасности и справедливости, он стал уважаемым, выделяющимся безупречным авторитетом человеком.
Хадиджа бинт Хувайлид (р.а.), впечатлённая личностными качествами Мухаммада ﷺ, вышла за него замуж. Это стало важным поворотным моментом в его жизни. Благодаря этому браку он обрел финансовую стабильность. Их семья, основанная на любви, уважении, доверии и верности, стала примером для подражания. У них родились дети: Касим, Зайнаб, Рукайя, Умм Кульсум, Фатима и Абдуллах (р.а.).
Их семья представляла собой образец достойной, честной, целомудренной и благородной жизни. Они своим примером продемонстрировали множество нравственных добродетелей.
Женщина, занимавшая особое место среди всех жен Пророка ﷺ
В 610 году произошло событие, ставшее переломным моментом в истории человечества: пророк Мухаммад ﷺ получил откровение от Аллаха и был удостоен миссии пророка. Это изменило всё, как в Мекке и её окрестностях, так и во всём человечестве. Тьма, угнетавшая людей и человеческие ценности, должна была рассеяться благодаря единобожию и пророчеству. Свет ислама должен был озарить всё человечество. Однако этот путь был непростым…
Посланник Аллаха ﷺ, стремясь выполнить возложенную на него миссию, столкнулся с множеством испытаний: угнетением, преследованиями, оскорблениями и пытками. Немногочисленные его последователи также подвергались давлению и издевательствам.
Фото: wirestock / elements.envato.com
Некоторые мусульмане, не выдержав этих страданий, с разрешения Пророка ﷺ переселились в Абиссинию (Хабаш). Те, кто остался в Мекке вместе с Посланником Аллаха ﷺ, столкнулись с трёхлетним бойкотом, который оставил глубокие следы. Жизнь в Мекке стала невыносимой. В это же время усилились трудности из-за смерти дяди Пророка ﷺ Абу Талиба, который всегда защищал его. Смерть любимой жены Пророка ﷺ Хадиджи (р.а.) ещё больше усугубила ситуацию.
В поисках убежища Посланник Аллаха ﷺ отправился в Таиф. Там его встретили с неожиданно жесткой реакцией, которую он не смог забыть до конца своей жизни.
В 620 году начался новый этап, связанный с переговорами с жителями Ясриба (позднее известного как Медина). Эти переговоры завершились «Клятвами у Акабы», которая предоставила Пророку ﷺ и мусульманам возможность обрести новое убежище. Договорённости и обещания жителей Ясриба открыли его двери для мусульман.
Переселение (хиджра) стало не просто миграцией, а первым шагом к рождению новой цивилизации. После тринадцати лет трудностей пророчества мусульмане наконец обрели место, где могли жить в соответствии со своей верой, распространять ислам и создать первое образцовое общество.
Из книги «Хусейн бин Али»