Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается».
Сообщается, что, поистине, (однажды) люди спросили Лукмана Хакима (мир ему): «Что помогло тебе достигнуть того, чему мы являемся свидетелями?» - имея в виду его достоинства. Лукман (мир ему) ответил: «Я был правдив, возвращал доверенное и не занимался тем, что меня не касается».
Передано, что Абу Бакра бин Гайаш сказал: «Каждые четыре царя говорили об одном и том же слове. Слово подобно стреле, выпущенной из лука. Касра (царь Персии) сказал: «Я не сожалею о несказанном слове, но, поистине, я сожалею о сказанном слове». Царь Китая сказал: «Я хозяин слова, пока не скажу это слово». Император Рима, Кайсар, сказал: «У меня больше сил, чтобы вернуть несказанное слово, чем сказанное. То есть я в силах вернуть несказанное слово». Царь Индии сказал: «Я удивляюсь тому, кто видит вред от своих слов и все равно продолжает говорить эти слова».
Передано, что, поистине, Рабиг бин Хайсам с наступлением рассвета брал лист бумаги. Иногда он вообще не разговаривал, но если он говорил, то записывал эти слова на лист и сохранял его. А когда наступал вечер, то он брал этот лист и вел отчет перед самим собой.
Факих (р.г.) сказал: «Деяния захидов были такими: поистине, они старались оберегать свои языки. В этом мире они вели отчет перед самими собой. Также и мусульманин уже в этом мире должен постоянно требовать отчет у самого себя до того, как Аллах потребует от них отчета в Ахирате, ибо отчет в этом мире легче отчета в следующим мире. Сохранять свой язык в этом мире легче, чем потом сожалеть в Ахирате».
Передано, что Ибрахим Тайми сказал: «Мне рассказал человек, который жил вместе с Рабигом бин Хайсамом двадцать лет: «Я не слышал от Рабига слова, которые были бы причиной обвинения в его адрес».
Муса бин Сагид сказал: «Когда убили Хусейна бин Гали (р.г.), то один из сподвижников Рабига сказал: «Если бы Рабиг разговаривал, то он разговаривал бы в этот день». Он пришел к дому Рабига, открыл дверь и известил Рабига о смерти Хусейна. Услышав это, Рабиг смотря на небеса, сказал: «О Аллах, который сотворил небеса и земли, Ты знаешь вину и то, что совершилось сейчас. Ты решаешь разногласия между людьми». Кроме этих слов, он не сказал больше ни слова».
Сказал один из мудрецов: «Невежду узнают по шести его качествам. Первое - проявление гнева ко всякому. Он гневится и на человека, и на животное. Это является признаком невежества. Второе - бесполезное слово. Разумному человеку не нужно говорить бесполезные слова, он должен говорить те слова, которые принесут ему пользу в этом и следующем мире. Третье - давать свое имущество тому, кто не заслуживает его и это признак невежества. Четвертое - распространение тайн среди всех подряд. Пятое - доверие (вера) каждому человеку. Шестое - незнание своего врага и друга, то есть, поистине, человек должен познать, кто является его врагом, а кто другом. Первым врагом является шайтан, и от него нужно сохраняться».
Передано, что, поистине, Иса (мир ему) сказал: «Каждое слово, без слов Всевышнего Аллаха бесполезно. Каждое молчанье без размышленья - беспечность. Каждый взор без извлечения из этого урока - игра. Какая радость тому, кто поминает Аллаха, молчит, размышляя и смотрит, извлекая из этого урок».
Передано, что Аузага сказал: «Верующий говорит мало, но делает много. Лицемер говорит много, но делает мало».
Передано, что, поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Лицемер лишен пяти вещей: знания фикха, оберегания языка, радостного выражения лица, света в сердце и любви к мусульманам».
Из книги "Танбихуль гафилин"