Тирмизи и Хаким приводят хадис от Анаса (р.а.) в котором Посланник Аллаха ﷺ повелел: «Когда Всевышний для своего раба желает благо, использует его».
Его спросили: «Как использует?»
Он повелел: «Перед смертью направит его на выполнение благих дел».
Имам Ахмад и Хаким передали хадис от Амра ибн Аль-Химака (р.а.) в котором Пророк ﷺ сказал: «Когда Всевышний любит своего раба, одаривает его усладой».
У него спросили: «Что означает «одаривает усладой»?»
Посланник Аллаха ﷺ повелел: «Когда приблизится его смерть, Всевышний направит его на праведные дела. Так, что соседи будут им довольны».
Ибн Аби Дунья передал хадис от матери правоверных Айши (р.а.) в котором Посланник Аллаха ﷺ повелел: «Когда Всевышний хочет одарить своего раба благом, за год до смерти направляет к нему ангела. Дает возможность идти по правильной стезе. И он умирает в свои лучшие моменты. А люди говорят: «Такой-то человек умер в свои лучшие моменты».
Когда этот раб, находясь в предсмертной агонии видит, что ему уготовано Аллахом, желает побыстрее умереть. Как он желает быть рядом со Всевышним, так и Всевышний желает видеть его рядом с Собой.
Можно ли брать с собой на кладбище детей?
Когда Он желает для своего раба плохое, за год до смерти направляет к нему шайтана, который обманывает его и сводит с правильной стези. В конце концов он умирает в свои худшие моменты. Люди говорят: «Такой-то умер в свои худшие моменты».
Во время предсмертной агонии он видит уготованное ему и изо всех сил старается удержать свою душу [в теле], чтобы не умереть. Это будет время, когда он не желает видеть Аллаха, и также Аллах не желает видеть его.
Автор книги «Ифсах» смыслу данного хадиса дает следующее объяснение:
«Когда ангел смерти призывает к себе душу, он подобен хозяину змеи, который пытается вытащить змею из норы. Для него нет разницы хороший это человек или плохой. Однако правоверный будет желать побыстрее умереть, а неверный будет изо всех сил стараться удержать свою душу».
Что для мусульман значит смерть?
Некоторые мусульманские ученые (да убережет нас Всевышний) считают, что существуют четыре причины, которые могут привести к плохому концу, это:
1. Лень совершать намазы.
2. Употребление алкоголя.
3. Перечить родителям.
4. Приносить страдания мусульманам.
Источник: İmam Celaleddin es-Suyuti «Kabir Alemi»
Перевел с турецкого Гайнутдинов Д.М.