«О верующие! Строго придерживайтесь [истины и] справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, даже если это будет [свидетельство] против вас же самих, или против родителей, или против родственников. Будь он [тот, о ком вы свидетельствуете] богатым или бедным – Аллах позаботится о них обоих. Поэтому не следуйте своим прихотям, отступая от справедливости. Если же вы исказите [правду] или откажетесь [свидетельствовать], то [помните] что, поистине, Аллах – Сведущий обо всем, что вы делаете [и Он воздаст вам за это]» (Ан-Ниса, 4:135).
Человек, как существо социальное, вынужден жить совместно с другими, обмениваться, торговать, поддерживать добрые отношения с соседями. А самый важный принцип в человеческих отношениях − это не отдаляться от справедливости. В словарях «справедливость» определяется как убеждение людей в том, что в мире добрые дела и помыслы должны быть вознаграждены, а злые − осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а порок и преступление − наказаны. Быть справедливым означает действовать беспристрастно, в соответствии с истиной.
Слово «кыст», употребленное в Коране, обладает широким спектром значений и полностью охватывает и смысл, и сущность понятий справедливости и правосудия. Противоположное значение в Коране имеет слово «джабр», означающее несправедливость, насилие, издевательство.
Жизнь в обществе требует от человека соответствия этой важной категории справедливости с религиозной, этической и юридической точки зрения. Ведь человек, не контролируемый изнутри нормами морали и религии, а внешне − юридическими нормами, наносит вред и себе и окружению.
Поэтому основной принцип в исламе − это принцип справедливости, правосудия и равенства. В самом деле, мусульмане являются не сторонней, а срединной уммой в деле обеспечения справедливости. Вот как об этом говорится в Коране:
«[О мусульмане!] И также Мы сделали вас умеренной общиной, чтобы вы стали свидетелями для всего человечества, а Посланник бы свидетельствовал о вас самих. Мы назначили кыблу, к которой ты [о Мухаммад] поворачивался [ранее, а затем поменяли это направление], только для того, чтобы отличить тех, кто следует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять [отступая от веры]. Это [смена кыблы] оказалось [очень] сложным для всех, кроме тех, кого Аллах наставил [наделив их пониманием мудрости Своих повелений]. Аллах не обесценит вашу веру [а именно – те намазы, которые вы совершали в направлении прежней кыблы]. Поистине, Аллах Снисходителен [и не даст пропасть вознаграждению Своих рабов] и Милующий [верующих]» (Аль-Бакара, 2:143).
Выражение «срединная умма» означает общество, соблюдающее равновесие и справедливость, не оторванное от истины, способное сплотить и возглавить народ. Однако, говоря о справедливости в мусульманской умме, нужно обратить внимание и на такую деталь: она должна охватывать не только прослойку руководителей, а всех без исключения. Начиная с главы семьи, как маленькой ячейки общества, и до руководителей самых крупных организаций, все должны относиться беспристрастно к своим подчиненным, соблюдать их права.
В деле управления, в бизнесе всегда нужно уважать чужие права и свободы, искать пути справедливого решения проблем. Если возникает необходимость в нашем свидетельствовании, нужно давать правдивые и честные показания.
Мусульманину не подобает давать лживое свидетельство и таким образом становиться причиной принятия решения не в пользу пострадавшей стороны. Мы считаем недостаточным ждать справедливости и правосудия только в судах. Если справедливость будет властвовать везде, работа судов станет более быстрой и эффективной.
Не надо забывать, что одной из наших главных религиозных и человеческих обязанностей является оказание содействия правосудию, давая правдивые показания в суде.
Из книги «Наставления из Корана»