Смерть – неизбежная часть человеческого существования, реальность, с которой должна столкнуться каждая душа. В Священном Коране Всевышний сказал:
«Каждая душа вкусит смерть» (Али Имран, 185)
Люди пытаются не думать о смерти, делать вид что ее нет и с малых лет огораживают своих детей от этого явления. Однако такова сущность, установленная Творцом – все живое обречено умереть. По этому поводу известный толкователь Священного Корана Ибн Касир написал: «Лишь Всевышний Аллах – вечно Живой, Который никогда не умрет. Люди, джинны, а также ангелы умрут, лишь Могущественный и Единый вечен и неизменен, и всегда будет таким, каким Он был всегда».
Ислам рассматривает смерть как переход к вечной жизни, в загробный мир. Несмотря на это глубокое понимание, многие из нас борются со страхом смерти. Источником этого страха являются различные причины, и они проявляются у отдельных людей по-разному.
Давайте рассмотрим причины, лежащие в основе нашего страха смерти, и то, как ислам предлагает утешение и руководство для его преодоления.
Неизведанное путешествие
Одной из основных причин нашего страха смерти является неизвестность предстоящего путешествия. Мы боимся того, чего не до конца понимаем. Смерть – это переход в загробную жизни, где наши конечные действия в этом мире будут определять нашу судьбу.
Страх перед неизвестным можно ослабить, стремясь получить знания о загробной жизни посредством изучения Священного Корана и хадисов Пророка ﷺ, а также понимания милости и справедливости Аллаха.
«Увижу сруб во сне – случается смерть»: есть ли дуа от дурных снов?
Привязанность к мирской жизни
Наша привязанность к мирской жизни часто подпитывает наш страх смерти. Мы погрязли в погоне за материальными благами, достижениями и отношениями. Ислам призывает нас соблюдать баланс между нашими мирскими начинаниями и нашим духовным ростом.
Размышления о преходящей природе этой жизни и постоянстве загробной жизни могут помочь нам отстраниться от материального мира и уменьшить наш страх покинуть его.
Наши грехи и ответственность
Мысль о том, что нас привлекут к ответственности за наши поступки, может вызвать в нас страх. Наши недостатки и грехи заставляют нас бояться своей участи в загробной жизни. Однако ислам предлагает надежду и искупление через искреннее раскаяние.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда Всевышний закончил создание своих творений, Он написал у себя над троном: поистине, Моя милость преобладает над Моим гневом» (Ибн Маджа).
Знание того, что милость Аллаха безгранична, может облегчить наш страх перед Судным днем.
Для чего в исламе принято омывать умерших?
Расставание с любимыми людьми
Разлука с близкими – это еще один аспект, который вызывает страх. Ислам признает это чувство, но также напоминает нам, что наши узы будут восстановлены в будущей жизни для тех, кто стремится жить праведной жизнью.
Последующее воссоединение с близкими становится источником надежды, которая может уравновесить страх оставить их в этом бренном мире.
Как преодолеть страх смерти?
Ислам дает руководство о том, как преодолеть наш страх смерти и принять его как естественную часть нашего путешествия. Укрепляя нашу веру, поддерживая наши отношения с Аллахом посредством молитв и поклонения и ведя жизнь в соответствии с исламскими принципами, мы можем обрести внутренний покой и принять смерть.
Помнить о смерти
Напоминать себе о смерти – это мощный инструмент для смягчения наших сердец и мотивации к позитивным переменам. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу наслаждений – то есть, смерть».
Удерживая смерть в своем сознании, мы становимся более сосредоточенными на нашей цели в этом мире и соответствующим образом расставляем приоритеты в наших действиях.
Таким образом смерть является точкой перехода к вечной жизни. Несмотря на то, что страх смерти – это естественная человеческая реакция, наша вера дает нам руководство, знания и инструменты для преодоления этого страха.
Понимая реальность загробной жизни, взращивая свою духовность, ища прощения и принимая смерть как часть нашего путешествия, мы можем превратить наш страх в надежду, покой и движущую силу позитивных перемен.
Мухсин Нурулла